о признании отказа незаконным, возложении обязанности постановки на учет в кчачестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-937/2011                                                                                                                <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Казанцевой Е.С.,при секретаре Карпецкой Е.С.,

с участием представителей истца Белавиной З.М., Галкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Белавиной З.М., действующей по доверенности от имени Белавиной А.Д. к Администрации города Кудымкара Пермского края о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности постановки на учет для предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

    Белавина З.М., действуя по доверенности от имени Белавиной А.Д., обратилась в суд с иском к Администрации города Кудымкара Пермского края о признании права на получение жилищного сертификата для приобретения жилья, мотивируя свои требования тем, что Белавина А.Д. является вдовой участника и ветераном Великой Отечественной войны, дочерью репрессированного. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в жилищную комиссию при Администрации города Кудымкара Пермского края с заявлением о выдаче сертификата на приобретение жилья, представив все необходимые документы, т.к. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ответчиком в постановке на учет было отказано. Просила признать за Белавиной А.Д. право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья, взыскать компенсацию морального вреда за незаконный отказ в размере 150 000 руб.

    В судебном заседании представители истца Белавина З.М., Галкина Е.Н. исковые требования уточнили, просят признать отказ Администрации города Кудымкара Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года в постановке на учет Белавиной А.Д. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложить обязанность поставить ее на учет для приобретения жилья. Суду дополнили, что Белавина А.Д. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку собственного жилья не имеет, никаких действий намерено ухудшающих ее жилищные условия не совершала. На компенсации морального вреда не настаивают.

    Представитель ответчика Администрации города Кудымкара Пермского края Суворов М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дела в отсутствие представителя ответчика. Из письменных возражений представленных суду следует, что в соответствии с нормами действующего законодательства мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением применяется только к тем членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям указанным в ЖК РФ. Белавина А.Д. собственного жилья не имеет, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, совместно с В* и Белавиной З.М., принадлежащем в настоящее время дочери истца Л* Ранее жилой дом принадлежал сыну истца Б*, после смерти которого истец отказалась от принятия наследства в пользу Л* Белавина А.Д. являясь членом семьи собственника жилого дома, имеет право пользования жилым помещением, учетная норма жилья на одного человека превышает учетную норму установленную на территории <адрес>. Кроме того, отказавшись от обязательной доли в наследстве, Белавина А.Д. совершила действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий. Сведения представленные Министерством социального развития Пермского края Белавиной А.Д. о том, что в ДД.ММ.ГГГГ года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не соответствуют действительности, Администрация такой информации не представляла. Считают, что отказ Администрации города Кудымкара Пермского края в постановке на учет Белавиной А.Д. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью выдачи жилищного сертификата является законным и обоснованным. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

    Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития Пермского края Старцева Н.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможных ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица на стороне ответчика. Из письменных возражений представленных суду следует, что в соответствии с действующим законодательством постановка граждан на учет, проверка оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в данном случае Администрацией города Кудымкара Пермского края. Решение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата Белавиной А.Д. будет принято Министерством по мере поступления копии учетного дела из Администрации города Кудымкара Пермского края.

    Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

    Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить до 01.05.2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 21.12.2009 года, действующей с 03.01.2010 года) и вышеназванным Указом Президента РФ (в редакции от 09.01.2010 года), меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Частью 2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» установлено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлении; мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 2 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категории граждан, в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Согласно пункту 3.1, 6 статьи 23.3 ФЗ «О ветеранах», по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2006 года № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В целях реализации положений статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 3.1 Порядка, постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

    В судебном заседании установлено, что Белавина А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается пенсионным удостоверением вкладышем к удостоверению, которым установлено, что Белавина А.Д. имеет право на льготы установленные для вдовы умершего участника Великой Отечественной войны по ст.21 ФЗ «О ветеранах». Согласно справке МСЭК Белавина А.Д. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Согласно справке представленной отделом военного комиссариата по г. Кудымкару, Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ М*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, служил в армии с 28.04.1941 года по 09.07.1946 года по призыву.

М* скончался ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

ДД.ММ.ГГГГ Белавина А.Д. обратилась в Администрацию города Кудымкара Пермского края с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещении для получения субсидии. К заявлению приложила справку об инвалидности; справку о лицах проживающих по адресу: <адрес>; домовую книгу; сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отсутствии за ней зарегистрированного на праве собственности жилого помещения; справку Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» об отсутствии жилого помещения принадлежащего ей на праве собственности; справку Отдела военного комиссариата по г. Кудымкару, Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Пермского края; свидетельство о смерти мужа М* Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ею было представлено завещание Б*

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Белавиной А.Д. Администрацией города Кудымкара Пермского края направлен ответ, из которого следует, что Белавина А.Д. не может быть поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, т.к. после смерти сына Б* в соответствии со ст.1142 ГК РФ является собственником жилого помещения в порядке наследования, а также общая площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м, в то время как учетная норма утвержденная решением городской Думы МО «Городской округ - город Кудымкар» составляет 10 кв.м. В доме зарегистрировано 4 человека.

    При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за Б* зарегистрировано право собственности на жилой одноэтажный деревянный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, выдано свидетельство о государственной регистрации права . Основанием для регистрации права собственности дома послужил договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Е* передает в дар Б* жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ Б* составил завещание, по которому все свое имущество, в том числе жилой дом по ул<адрес> завещал сестре Л*. Данное завещание зарегистрировано в реестре под и удостоверено нотариусом Кудымкарского нотариального округа.

    Согласно свидетельства о смерти Б* скончался ДД.ММ.ГГГГ.

    Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия наследства Л* после смерти Б*

    ДД.ММ.ГГГГ Л* проживающая в <адрес> обратилась с заявлением к нотариусу Кудымкарского нотариального округа Коми-Пермяцкого округа Пермского края о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию.

    При рассмотрении дела установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в настоящее время зарегистрированы и проживают: Белавина А.Д., Белавина З.М., П*, В* Л* по указанному адресу не проживает.

    В соответствии с подпунктом «а» п.11 Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного законодательства» о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статья 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении родители данного собственника. Для признания родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

    В ходе рассмотрения дела установлено, что Белавина А.Д. проживая в доме принадлежащим сыну Б* до смерти последнего, являлась членом семьи собственника. После смерти Б* право собственности на домовладение по адресу: <адрес> не зарегистрировано, согласно наследственного дела с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию к нотариусу обратилась Л* проживающая в <адрес>.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Белавина А.Д. после смерти сына не является членом семьи собственника.

    Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст.51 ЖК РФ и является исчерпывающим.

Из представленных суду письменных доказательств, судом установлено, что Белавина А.Д. не имеет в собственности иного жилого помещения, не является нанимателем, либо членом семьи нанимателя по договору социального найма иного жилого помещения.

Оценив доказательства представленные сторонами, суд приходит к выводу, что Белавина А.Д. – вдова умершего участника Великой Отечественной войны относится к категории лиц нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, отказ Администрации города Кудымкара Пермского края Белавиной А.Д., как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны - супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным.

    В соответствии со ст.56 ГПК РФ стороны обязаны представить суду доказательства как в обоснование исковых требований так и в возражениях.

    Доказательств в обоснование доводов указанных в письменном отказе Администрации города Кудымкара Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Белавина А.Д. является собственником жилого помещения в порядке наследования после смерти сына, суду не представлено.

На основании ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса пятилетний срок после совершения намеренных действий.

Как следует из материалов дела, возражений представленных ответчиком, основанием для отказа в принятии Белавиной А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являлся факт отказа от обязательной доли в наследстве, тем самым по мнению ответчика Белавина А.Д. совершила действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий.

Согласно правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из указанного следует, что решение вопроса о том, можно ли рассматривать совершенные гражданином действия умышленными и недобросовестными, которые являлись бы препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств дела.

В наследственном деле, представленным суду нотариусом Кудымкарского нотариального округа отсутствуют сведения об обращении Белавиной А.Д. об установлении обязательной доли в наследственном имуществе после смерти сына Б* и об отказе от установленной доли.

Ссылка ответчика на то, что Белавина А.Д. отказалась от доли в наследстве основана на решении Кудымкарского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, где данная фраза указана в качестве пояснений заинтересованного лица, однако решением суда данный факт не установлен.

Сам факт не обращения истицы к нотариусу об установлении обязательной доли и выдачи свидетельства на наследство по закону однозначно о намеренном ухудшении жилищных условий не свидетельствует. Истица и ранее не была собственником жилого помещения и в данное время собственником жилого помещения не является.

Ответчиком в обоснование законности принятого им отказа кроме ссылки на бездействие истицы, иных доказательств, свидетельствующих об умышленном, намеренном ухудшении жилищных условий Белавиной А.Д. не представлено.

В данном случае, прямой причинно-следственной связи между бездействиями Белавиной А.Д. и намерением состоять на жилищном учете для получения жилье не имеется.

Из заявления Белавиной А.Д. в Администрацию города Кудымкара Пермского края, пояснений представителя истца следует, что обращение в Администрацию обусловлено тем, что после смерти сына, членом семьи которого она являлась, ей в престарелом возрасте невозможно жить в неблагоустроенном жилом помещении.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что преднамеренных действий, совершенных исключительно с целью ухудшения своих жилищный условий для получения жилья по вышеназванному Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года Белавина А.Д. не совершала. Действия ее сына по составлению завещания на сестру начались до принятия Указа Президентом РФ и обусловлены были конкретной жизненной ситуацией – престарелым возрастом матери, необходимостью ухода за ней, а также непредвиденной ситуацией возникшей в связи со смертью Б* ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Белавиной З.М., действующей по доверенности от имени Белавиной А.Д. и признании незаконным отказа Администрации города Кудымкара Пермского края в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с признанием отказа незаконным, суд считает необходимым обязать Администрацию города Кудымкара Пермского края поставить Белавину А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории член семьи умершего участника Великой Отечественной войны - супруга умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белавиной З.М., действующей по доверенности от имени Белавиной А.Д. удовлетворить.

Признать отказ Администрации города Кудымкара Пермского края в постановке Белавиной А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Администрацию города Кудымкара Пермского края поставить Белавину А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории член семьи умершего участника Великой Отечественной войны - супруга умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста решения.

<данные изъяты>

Федеральный судья                                                                                                Е.С. Казанцева