признание ответа незаконным и обязании поставить на цчет в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1005/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2011 г.

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чащиной Ю.А.,

при секретаре Мартусевич Л.А.,

с участием истца Распоповой А.И.,

представителя ответчика Пономарева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по исковому заявлению Распоповой А.И. к Администрации г. Кудымкара о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить на учет,

у с т а н о в и л:

Распопова А.А. обратилась в Кудымкарский городской суд с иском к Администрации г. Кудымкара, в исковом заявлении указала, что является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». 21.03.2011 г. обратилась в Администрацию г. Кудымкара с просьбой включить в список на получение жилья, однако 15.07.2011 г. получила отказ в связи с тем, что дом, в котором она проживает, пригоден для проживания, площадь дома превышает требуемую норму. С отказом Администрации г. Кудымкара не согласна, так как обследование дома производилось специалистом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости зимой, путем визуального осмотра, сделать выводы о состоянии дома было невозможно. Фундамент дома пришел в негодность, стены отсыревают, дом кренится, неблагоустроенный. Считает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714, подп. 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем независимо от имущественного положения. Просит признать отказ Администрации г. Кудымкара в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерану Великой Отечественной войны и вдове участника Великой Отечественной войны незаконным, обязать Администрацию г. Кудымкара поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец Распопова А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду дополнила, что дом старый, гниет, на стенах плесень, с одной стороны дома фундамент рассыпался, дом покосился, стены нуждаются в утеплении, отоплении печное, вода и канализация в доме отсутствуют. Признает, что проживать в доме можно, но дому требуется ремонт, который она из-за отсутствия достаточных средств и по состоянию здоровья произвести не может.

Представитель ответчика Администрации г. Кудымкара Пономарев С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Распоповой А.И. не согласился, суду пояснил, что дом по <адрес>, нуждается в ремонте, однако имеющиеся недостатки устранимы, не свидетельствуют о непригодности дома для проживания.

В письменных возражениях, представленных суду, представитель ответчика указал, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением применяется только к тем членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в Жилищном кодексе РФ. Распоповой А.И. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. Проверкой жилищных условий было установлено, что дом пригоден для проживания. Обеспеченность Распоповой А.И. общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы. Неблагоустроенность жилого помещения не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В связи с чем основания для признания Распоповой А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:

- малоимущие;

- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу требований части 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам нуждающимся в улучшении жилищных условий (в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.2., 3.1. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п, постановка членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В частности, в соответствии с частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В судебном заседании установлено, что истец Распопова А.И. имеет право на льготы, установленные для вдовы умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается вкладышем к удостоверению .

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Распоповой А.И. принадлежит на праве собственности 1-этажный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

Истец Распопова А.И. проживает в доме одна.

Распопова А.И. обратилась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей благоустроенного жилья в связи с тем, что проживает в ветхом неблагоустроенном доме, износ которого составляет 50 %.

Администрация г. Кудымкара в письме от 15.07.2011 отказала истцу в удовлетворении ее заявления в связи с тем, что жилой дом по <адрес>, в г Кудымкаре пригоден для проживания, обеспеченность Распоповой А.И. жилой площадью соответствует норме.

Согласно частям 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Решением Думы муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» от 27.10.2006 г. № 157 учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации г. Кудымкара законных оснований для принятия Распоповой А.И. на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку по размеру ее обеспеченность жилой площадью превышает установленную учетную норму общей площади жилого помещения.

Согласно пункту 3 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно Акту обследования помещения и Заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы Администрации г. Кудымкара от 20.03.2008 г. № 173, от 31.08.2011 г. жилой дом по <адрес>, в <адрес> пригоден для проживания.

Суд не принимает во внимание Акт проверки жилищных условий заявителя от 11.04.2011 г., согласно которому Распопова А.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как указанный Акт составлен комиссией, не являющейся межведомственной, тогда как указывалось ранее решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой уполномоченным органом в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду. Из указанного Акта не ясно, по каким основаниям Распопова А.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, акт не подписан всеми членами комиссии.

Суду не представлено иных доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого дома, принадлежащего истцу, для проживания. По смыслу требований ст. 51 Жилищного кодекса РФ то обстоятельство, что физический износ дома составляет 50 %, дом нуждается в ремонте, не указывает на наличие оснований для признания лица нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учёт в качестве такового.

Таким образом, установленные обстоятельства указывают на отсутствие у Распоповой А.И. совокупности условий, при которых по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, лицо признается нуждающимся в жилом помещении, отказ Администрации г. Кудымкара в постановке Распоповой А.И. на учет является правомерным.

С учетом изложенного исковые требования Распоповой А.И. о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении на Администрацию г. Кудымкара обязанности поставить на учет не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Распоповой А.И. о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении на Администрацию г. Кудымкара обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Федеральный судья                                                                                               Ю.А. Чащина