Дело 2-1133/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи В.С.Никитиной,
с участием прокурора С.В.Ткачука,
истца О.Н.Лихачева,
представителя ответчика А.В.Хромцова,
при секретаре И.А.Карабатовой
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах Лихачева О.Н. к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кудымкарский городской прокурор обратился в интересах Лихачева О.Н. к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что мать Лихачева О.Н. – Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Н. решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы администрации Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним установлено попечительство А., несовершеннолетний поставлен на получение жилья при администрации Кудымкарского района. До 2009 года Лихачев О.Н. находился под попечительством, в июне 2010 года завершил обучение в ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №» <адрес>. В настоящее время Лихачев О.Н. проживает с дядей, собственного жилья не имеет. Согласно сведений Управления регистрационной службы в ЕГРП право на недвижимое имущество и сделок за ним не зарегистрировано. Таким образом, Лихачев О.Н., являясь лицом из числа детей – сирот, собственного жилья не имеет, состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из числа детей – сирот при администрации Кудымкарского района. После окончания образовательного учреждения жилье ему не было предоставлено. Прокурор просит обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди для Лихачева О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обладающего статусом лица из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Прокурор уточнил исковые требования, указав, что в соответствии с п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 33 кв.м - для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Просит обязать администрацию Кудымкарского муниципального района предоставить Лихачеву О.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте Кудымкарского муниципального района, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предусмотренных в бюджете на эти цели.
Истец Лихачев О.Н. иск прокурора поддержал.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района Хромцов А.В. с иском не согласился по тем основаниям, что постановлением главы администрации Кудымкарского муниципального района №06 от 17.01.2007 года об утвержденной минимальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляют в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по предъявленному иску, с иском не согласился по тем мотивам, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Также не согласны с требованиями прокурора о предоставлении Лихачеву О.Н. жилого помещения не менее 33 кв.м., указывают, что данная норма установлена для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Считают, что исполнение решения суда в части предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв.м. приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Полагают в иске прокурору в интересах Лихачева О.Н. отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В суде установлено, что мать Лихачева О.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., – Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ году, отец Н. решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы администрации Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним установлено попечительство, несовершеннолетний поставлен на получение жилья при администрации Кудымкарского района. До 2009 года Лихачев О.Н. находился под попечением, в июне 2010 года завершил обучение в ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №».
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении, копией свидетельства о смерти Л., копий решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления главы администрации Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы администрации Кудымкарского района о постановке в льготный учет для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №» ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ, Лихачев О.Н. значится под №.
Как следует из справки Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «ЦТИ», уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Пермскому краю в ЕГРП за Лихачевым О.Н. и его родителями, права на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Таким образом, Лихачев О.Н., оставшись без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеет закрепленного жилья, нуждается в жилье, после окончания ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №» ДД.ММ.ГГГГ, не был обеспечен жилой площадью и до настоящего времени значится зарегистрированным в доме родственника (дяди) в <адрес>
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При таких обстоятельствах суд считает, что право Лихачева О.Н., - обладающего статусом лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья и нуждающегося в предоставлении жилья, - на внеочередное предоставление жилого помещения не было реализовано, поэтому требования прокурора о предоставлении жилья Лихачеву О.Н. во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей – сирот …на имущество и жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 -419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2006 года №16-п. данное Положение возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям – сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения в порядке, установленном законодательством (пункты 2,8 Положения).
Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ – Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям – сиротам, именно администрация Кудымкарского муниципального района несет обязанность по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями.
Доводы ответчика о том, что постановление главы администрации Кудымкарского муниципального района №06 от 17.01.2007 года минимальные нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма утверждены в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, суд считает необоснованными, т.к. согласно ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются с учетом членов их семей; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Согласно ст.57 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В данном случае, установлено, что Лихачев О.Н. не имеет на праве собственности жилья, и с учетом требований ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК иск прокурора подлежит удовлетворению.
Ответчика – Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кудымкарского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Лихачеву О.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью на одного человека не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из одного человека.
Правительство Пермского края от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Федеральный судья В.С.Никитина