Дело № 2- 1135/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
федерального судьи Тотьмяниной Е.И.,
при секретаре Никитиной И.И.,
истца Нечаева Д.В.,
представителя ответчика Ваньковой Н.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Нечаева Д.В., к администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Нечаева Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Кудымкарского муниципального района. В обоснование иска указал, что Нечаев Д.В. родился ДД.ММ.ГГГГ. Родители Нечаева Д.В. – В*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и И*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав в отношении сына. На основании постановления Главы Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним была установлена опека П* Постановлением Главы Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Нечаев Д.В. был поставлен в льготную очередь на получение жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий жилья. С 2005 г. по 2008 г. Нечаев Д.В. обучался в Профессиональном лицее № г.Кудымкара, находился на полном государственном обеспечении. На сегодняшний день Нечаев Д.В. проживает в <адрес>, в квартире на условиях аренды, зарегистрирован в доме деда по адресу: <адрес> Таким образом, Нечаев Д.В. являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, состоит в льготной очереди на получение жилья при администрации Кудымкарского района. После окончания образовательного учреждения жилье ему предоставлено не было.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Истец Нечаев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам. Суду дополнил, что жилой дом, в <адрес>, который передан в наследство в ДД.ММ.ГГГГ снесен из-за аварийности.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района Ванькова Н.И. в судебном заседании возражений по исковым требованиям не имела.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях исковые требования не признает, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Также не согласны с требованиями прокурора о предоставлении Нечаеву Д.В. жилого помещения не менее 33 кв.м., указывают, что данная норма установлена для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Считают, что исполнение решения суда в части предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв.м. приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Просили в иске в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 148 СК РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой и попечительством, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 4 статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что родители Нечаева Д.В. – В*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и И*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении сына Нечаева Д.В.
На основании Постановления Главы Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним установлена опека, опекуном назначен П*, за Нечаевым Д.В. сохранено право пользования жилым помещением, принадлежащим его отцу, В*, по адресу: <адрес>
Постановлением Главы Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Нечаев Д.В. на основании справки администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии жилья, поставлен в льготную очередь на получение жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий жилья. В период с 2005 г. по 2008 г. Нечаев Д.В. обучался в Профессиональном лицее № г.Кудымкара.
Согласно справки администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ дом в <адрес> снесен из-за аварийности.
Из реестра детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения следует, что Нечаев Д.В.. состоит в указанной очереди под №98.
Из сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Нечаева Д.В., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы. Также отсутствует информация о правах родителей истца В* и И*, на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края.
Таким образом, судом установлено, что Нечаев Д.В. согласно представленных документов является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья Нечаев Д.В. не имеет, в 2005 году был поставлен на жилищный учет. Какого – либо жилья пригодного для проживания на праве собственности, либо на праве пользования не имеет. Нечаев Д.В. обращался в администрацию Кудымкарского муниципального района с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. Поскольку Нечаев Д.В. остался без попечения родителей, жилое помещение за ним закреплено не было, следует считать, что истец, по существу, не обеспечен жилым помещением.
В силу ст.15 ЖК РФ, объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении (ст.51 ЖК РФ). С учетом всех вышеуказанных обстоятельств и возраста Нечаева Д.В. он был поставлен на учет нуждающихся по списку детей оставшихся без попечения родителей.
Фактически администрация Кудымкарского муниципального района признает право Нечаева Д.В. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей - сирот и лиц из их числа. В ходе судебного разбирательства данное право ответчиком также не оспаривается. В силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. истец вправе требовать предоставления жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кудымкарского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Согласно п.3 ст.9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м. - для одиноких граждан.
Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких – либо условий.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора в интересах Нечаева Д.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Нечаеву Д.В. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Федеральный судья
Кудымкарского городского суда Е.И. Тотьмянина