признание права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-1191/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чугайнова В.С.,

при секретаре Зубковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Истомина А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Истомин А.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее в решении –УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.09.2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. В специальный стаж комиссией не включены периоды работы с 08.06.1975 по 05.06.1977 год – служба в армии по призыву в должности фельдшера медико-санитарной части (1:1:3) в п<адрес>; с 02.09.1985 по 31.10.1985 год – главный врач, врач – терапевт <данные изъяты> участковой больницы (1:1:3); с 01.09.1991 по 31.10.1991 год – главный врач, врач-терапевт <данные изъяты> центральной районной больницы <данные изъяты> (1:1:3); с 04.12.2000 по 30.12.2000 год и с 10.03.2008 по 30.04.2008 год – главный врач, врач-психиатр-нарколог <данные изъяты> наркологического диспансера. С решением не согласен, так как служба в армии в должности фельдшера подтверждается архивной справкой Министерства обороны. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации начислялась заработная плата, специальный трудовой стаж в этот период не прерывался. Просит обязать УПФ включить указанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 12.09.2011 года.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Масальская С.Ф. просит в иске Истомину А.С. отказать. Указывает, что у истца на день обращения специальный стаж составил 26 лет 10 мес.16 дней. В специальный стаж Истомину А.С. не включен период с 08.06.1975 по 05.06.1977 год – служба в армии по призыву в должности фельдшера, так как им не представлены документы, подтверждающие выполнение лечебной работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком в указанный период, а в справках Центрального архива Министерства обороны РФ не указано лечебно-профилактическое учреждение, как структурное подразделение воинской части. Кроме того, не включены периоды нахождения его в отпусках и дни без сохранения заработной платы, а также учебные отпуска и курсы повышения квалификации с 02.09.1985 по 31.10.1985 год; с 01.09.1991 по 31.10.1991 год; с 04.12.2000 по 30.12.2000 год и с 10.03.2008 по 30.04.2008 год, так как обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года. Кроме того, с 01.11.1999 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается работа при условии ее выполнения в течение полного рабочего дня. Сведения о работе на полную ставку и код медицинской деятельности должны быть отражены в индивидуальных сведениях, а у истца указанные сведения отсутствуют. Считает действия Управления правомерными и обоснованными, отказ в назначении трудовой пенсии произведен в соответствии с законом, в связи с чем просит Истомину в иске отказать.

В судебном заседании Истомин А.С. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что сам специальный стаж не пересчитывал, согласен с назначением пенсии с более позднего срока с момента наступления права на пенсию по стажу.

Представитель ответчика УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе С.Ф. Масальская с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Рассмотрев дело в объеме заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 12.09.2011 года Истомин А.С. обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ № 516 от 21.09.2011 года ему в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. Комиссией в специальный стаж не включены период прохождения службы в армии по призыву с 08.06.1975 по 05.06.1977 год в должности фельдшера, периоды нахождения в отпусках и дни без сохранения заработной платы, а также периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации с 02.09.1985 по 31.10.1985 год; с 01.09.1991 по 31.10.1991 год; с 04.12.2000 по 30.12.2000 год и с 10.03.2008 по 30.04.2008 год.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 во исполнение статьи 27 вышеуказанного Федерального закона утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.3 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении всех форм собственности.

Вместе с тем, период службы истца Истомина А.С. в Советской Армии (с 08.06.1975 по 05.06.1977 год) относился к периоду деятельности до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медработникам.

В период прохождения истцом службы в армии с 08.06.1975 по 05.06.1977 год действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на льготную пенсию. При этом служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия, также предусматривалось, что периоды работы в здравоохранении в сельской местности включались в специальный стаж в льготном исчислении (п.5 Положения).

Таким образом, действующее на тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода службы в армии в специальный стаж, как трудовой, в том числе в льготном исчислении, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Следовательно, период службы истца в армии подлежал включению в специальный стаж без учета вновь установленных ограничений.

Факт прохождения Истоминым А.С. военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 08.06.1975 по 05.06.1977 года в должности фельдшера подтверждается архивными справками Центрального архива Министерства обороны РФ от 08.02.2008 года и от ноября 2010 года, представленных Отделом военного комиссариата Пермского края по г. Кудымкару и Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвинскому районам.

При таких обстоятельствах, период службы Истомина А.С. в армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Также подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 02.09.1985 по 31.10.1985 год; с 01.09.1991 по 31.10.1991 год; с 04.12.2000 по 30.12.2000 год и с 10.03.2008 по 30.04.2008 год по следующим основаниям.

В соответствии с утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "ж" пункта 1 предусматривалось, что в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности. Пунктом 3 Положения предусмотрено, что в стаж работы работников здравоохранения, кроме работы, указанной в п. 1, засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях органах и организациях здравоохранения. В самом Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены медсанчасти и здравпункты, фельдшеры, все независимо от наименования должности.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу с п.п. 4 данных Правил в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В связи с тем, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы за ними сохранялась заработная плата, то в указанные периоды работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. В указанный период работодатель производит отчисления в Пенсионный Фонд РФ. Аналогично предусматривалось ст. 112 КЗоТ РСФСР.

При таких обстоятельствах суд полагает, что работник, находясь на курсах повышения квалификации, сохраняет место работы, выполняет обязанности, связанные непосредственно с деятельностью по охране здоровья, за него уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Факт направления Истомина на курсы повышения квалификации подтверждается приказами о направлении на курсы повышения квалификации, по окончании курсов ему выдавались соответствующие удостоверения, подтверждающие факт нахождения на курсах.

Повышение квалификации для Истомина А.С. является обязательным условием выполнения им работы в должности врача-терапевта и врача-нарколога.

Время нахождения истца на курсах повышения квалификации 02.09.1985 по 31.10.1985 год; с 01.09.1991 по 31.10.1991 год подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяцев за 1 год работы, учитывая, что по правовым последствиям время нахождения на курсах повышения квалификации приравнено к времени основной работы Истомина А.С., а время работы истца для пенсионных целей в данный период подлежит зачету в льготном исчислении (1: 1:3), как работа в сельской местности.

Подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении период нахождения истцы на курсах повышения квалификации с 04.12.2000 по 30.12.2000 год и с 10.03.2008 по 30.04.2008 год – периоды работы в городе.

В соответствии с требованиями пп. 20 п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 19 вышеуказанного закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом дополнительно включаемых истцу периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, всего 03 года 01 мес. 14 дней, требуемый специальный стаж для назначения пенсии (30 лет) на день обращения 12.09.2011 года не хватает, право на назначение пенсии возникает с 14.09.2011 года, так как 30 лет исполняется только 13.09.2011 года. Следовательно истец имеет право на назначение пенсии с 14.09.2011 года, с чем соглашался в судебном заседании истец и иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Истомина А.С. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе включить Истомину А.С. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения:

- период службы в армии по призыву с 08.06.1975 года по 05.06.1977 года в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) - 02 года 05 мес. 27 дней,

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.09.1985 по 31.10.1985 год; с 01.09.1991 по 31.10.1991 год в льготном исчислении из расчета за 1 год работы 1 год 3 месяца - 4 месяца 28 дней, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.12.2000 по 30.12.2000 год и с 10.03.2008 по 30.04.2008 год в календарном исчислении - 2 месяца 19 дней, и назначить ему трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с 14 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Федеральный судья            

Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов

<данные изъяты>