Дело № 2- 1198/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Чугайнова В.С.,
с участием прокурора Михалевой Н.А.,
при секретаре Зубковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Вилкониса В.А., к администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Вилкониса В.А., обратился в суд с иском к администрации Кудымкарского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения. В обоснование иска указал, что в связи с обращением в прокуратуру Вилкониса В.А., ДД.ММ.ГГГГ, была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что отец Вилкониса В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать Т* решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына. На основании постановления главы Кудымкарского района от 07.07.2003 года Вилконис В.А. устроен в <адрес> приют и поставлен в льготную очередь на получение жилья. Он проживал в <адрес> школе-интернате. Постановлением главы района от 20.07.2007 года Вилконис В.А. устроен в <адрес> детский дом, откуда выбыл 30.08.2009 года. Вилконис В.А. зарегистрирован у своей родственницы Т* в <адрес>, фактически проживает в <адрес>, собственного жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях под № 29. Согласно сведениям Управления Россреестра по Пермскому краю и филиала ГУП ЦТИ недвижимое имущество за ним и его родителями не зарегистрировано. Вилконис В.А., являясь лицом из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет, состоит в льготной очереди на получение жилья при администрации Кудымкарского района. После окончания образовательного учреждения жилье ему не предоставлено, чем нарушено его право, гарантированное ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 -ФЗ от 21.12.1996 г. Просит обязать администрацию Кудымкарского района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди Вилконису В.А., благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте Кудымкарского района.
В судебном заседании представитель истца Н.А.Михалева исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Истец Вилконис В.А. исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района А.В.Хромцов с иском согласен, пояснил, что Вилконис состоит на учете по предоставлению жилья как сирота, в очереди под № 29.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края Старцева Н.А. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, в котором указывает, что ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ обеспечение жилой площадью гарантируется для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Это установлено и ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Эти средства направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением детям-сиротам на условиях договоров социального найма. Перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011 года на эти цели в 2011 году Кудымкарскому муниципальному району выделено 516,7 тыс. руб., распоряжением от 04.08.2001 года - 3165,6 тыс.руб., распоряжением от 26.09.2011 года – 6102 тыс.руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 148 СК РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой и попечительством, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 4 статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Вилкониса В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются В* и Т*. Отец В* умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти от 01.04.2003 года. Мать Т*. решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишена родительских прав в отношении сына.
На основании Постановления Главы Кудымкарского района ДД.ММ.ГГГГ года несовершеннолетний Вилконис В.А. устроен в <данные изъяты>, а также поставлен в льготную очередь на получение жилья до достижения им совершеннолетия.
Постановлением Главы Кудымкарского района <данные изъяты> года Вилконис В.А. устроен в <адрес> детский дом. С 09.10.2008 года по 30.08.2009 года обучался в <данные изъяты>, был на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой <данные изъяты>.
В настоящее время Вилконис В.А. зарегистрирован по адресу: д<адрес> в доме Ш*., но проживает фактически у родных сожительницы в <адрес>, в доме, который принадлежит В* собственного жилья не имеет, что подтверждается справками администрации <данные изъяты>, выпиской из ЕГРП от 19.09.2011 года.
Согласно реестра детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01.09.2011 года, Вилконис В.А. состоит под № 29.
Из сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 19.09.2011 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Вилкониса В.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы. Также отсутствует информация о правах родителей истца Вилкониса А., Тарасовой Г.И. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края. Согласно справки КПОФ ГУП «ЦТИ Пермского края» от 23.09.2011 года, вышеуказанные лица недвижимого имущества на праве собственности на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края не имеют.
Таким образом, судом установлено, что Вилконис В.А. согласно представленных документов, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Закрепленного жилья он не имеет, в 2003 году был поставлен на жилищный учет, какого – либо жилья, пригодного для проживания на праве собственности либо на праве пользования, не имеет. После окончания образовательного учреждения администрацией Кудымкарского муниципального района до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
В силу ст.15 ЖК РФ, объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении (ст.51 ЖК РФ). С учетом всех вышеуказанных обстоятельств и возраста Вилкониса он был поставлен на учет нуждающихся по списку детей оставшихся без попечения родителей.
Фактически администрация Кудымкарского муниципального района признает право Вилкониса В.А. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей - сирот и лиц из их числа. В ходе судебного разбирательства данное право ответчиком также не оспаривается. В силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. истец вправе требовать предоставления жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кудымкарского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.3 ст.9 Закона жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м. для одиноких граждан.
Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких – либо условий.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора в интересах Вилкониса В.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Вилконису В.А. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты> судья
Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов