Дело № 2-1455/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тотьмяниной Е.И.,
при секретаре Никитиной И.И.,
с участием заявителя Хозяшева В.В.,
представителя ответчика Петрова А.М.,
представителя администрации г. Кудымкара Чакилевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по заявлению Хозяшева В.В. о признании решений Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости незаконными,
у с т а н о в и л:
Хозяшев В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. В обоснование требований указал, что он является собственном двух земельных участков, расположенных в <адрес> Указанные земельные участки им приобретены ДД.ММ.ГГГГ, один участок площадью <данные изъяты> кв.м, второй – <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования для садоводства. После выполнения кадастровых работ по уточнению границ и площади земельных участков, и изготовления межевых планов им ответчику были поданы два заявления по учету изменений объектов недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ решениями ответчика в учете изменений объектов ему было отказано. Считает отказы незаконными, поскольку размеры земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность на территории <адрес>, для садоводства, огородничества и дачного строительства определены Законом Пермского края, максимальный размер 0,5 га и минимальный размер 0,06 га. Земельные участки, которые им фактически используются, равны <данные изъяты> кв.м, и <данные изъяты> кв.м, и их размер не превышает на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
В судебном заседании заявитель Хозяшев В.В. требования поддержал по вышеизложенным мотивам.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю Петров А.М. требования не признал, пояснив, что нормы предоставления участков в данном случае должны быть установлены не Законом Пермского края, на что ссылается Хозяшев В.В., а должны быть указаны в принятых в установленном законом порядке Правилах землепользования и застройки. Но поскольку на сегодняшний день на территории <адрес> в указанных Правилах отсутствуют предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, следовательно, исходя из того, что площадь земельных участков превышает 10% от площади земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН, то решения об отказе являются правомерными.
Представитель отдела по земельным отношениям администрации г. Кудымкара Чакилева Т.В. доводы заявления поддержала, пояснив, что предельные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства в соответствии с требованиями земельного законодательства устанавливаются Законами субъекта РФ. В данном случае по ее мнению подлежит применению Закон Пермской области от 02.09.2003 года № 965 – 193 (в ред. Закона Пермского края № 368-ПК от 19.12.2008) «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». В связи с уточнением границ и площадей земельных участков, принадлежащих Хозяшеву В.В., границы земельных участков согласованы.
Кадастровый инженер Г* в судебном заседании пояснил, что в рамках уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении кадастровых работ, местоположение границ определялось по границам существующим на местности, забор и межа; границы согласованы; размеры земельных участков соответствуют размеру земельного участка предоставляемого гражданам в собственность на территории <адрес> для садоводства.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит заявление Хозяшева В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости" от 24.07.2007 года № 221-ФЗ во взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет кадастровый учет и ведение государственного кадастра. Согласно п.3 ч.1 ст.7 этого же Закона в государственный кадастр вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка. В соответствии с ч.1 ст.16 Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с изменением уникальных характеристик объекта.
Согласно п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011 года) "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Как установлено в судебном заседании, Хозяшев В.В. является собственником земельных участков:
- общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства;
- общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства.
Согласно межевому плану фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> кв.м; земельного участка с кадастровым номером № - <данные изъяты> кв.м.
В кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок с кадастровым номером №, дата внесения кадастрового номера № в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ, указано, что этот кадастровый номер равнозначен кадастровому номеру №.
В кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок с кадастровым номером №, дата внесения кадастрового номера № в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, указано, что этот кадастровый номер равнозначен кадастровому номеру №.
В пункте 16 данных кадастровых паспортов земельных участков указано, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть уточнения границ данных земельных участков не производилось.
Как следует из материалов дела, заявителю было отказано в государственном учете изменений объекта недвижимости – земельных участков со ссылкой на то, что размер земельного участка, как первого, так и второго по фактическому пользованию превышает 10% от размера предоставленного земельного участка. Между тем, данное основание для отказа применено быть не может.
То обстоятельство, что площадь земельного участка с кадастровым номером №, указанного в кадастровом паспорте (<данные изъяты> кв.м), не соответствует площади земельного участка, указанного в правоустанавливающем документе (<данные изъяты> кв.м), а также то, что площадь земельного участка с кадастровым номером №, указанного в кадастровом паспорте (<данные изъяты> кв.м), не соответствует площади земельного участка, указанного в правоустанавливающем документе (<данные изъяты> кв.м), не может служить основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку в соответствии подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, а также максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 года № 965 – 193 ( в ред. Закона Пермского края № 368-ПК от 19.12.2008 года) «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» на территории Пермского края установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящих в государственной или муниципальной собственности для садоводства минимальный размер 600 кв.м (п.1 ст.1).
Поскольку размеры земельного участка истца с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленного Законом Пермской области от 02.09.2003 года № 965 – 193 (в ред. Закона Пермского края № 368-ПК от 19.12.2008) «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», следовательно, законные основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости отсутствовали.
Доводы представителя ФБУ «Кадастровая плата» по Пермскому краю на превышение площади земельных участков заявителя десяти процентов площади, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, как на законное основание для отказа в государственном кадастровом учете изменений не состоятельны. Поскольку это условие в данном случае не применяется, так как на территории Пермского края максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, установлены законом субъекта РФ. При этом каких - либо исключений Закон Пермской области не содержит. Органы местного самоуправления вправе устанавливать предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. В данном же случае земельные участки предоставлены для садоводства.
Таким образом, исходя из того, что площадь земельных участков заявителя по фактическому землепользованию соответствует градостроительным и техническим нормам, разрешенному регламенту использования земельного участка, границы земельного участка согласованы с органом местного самоуправления, суд приходит к выводу о возложении на Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами № и №, что соответствует требованиям ст. 258 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-198,258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Петрова В.В. удовлетворить.
Признать решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, незаконными.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья Е.И. Тотьмянина