включение земельного участка и гаража в наследственную массу



Дело № 2-1391/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чащиной Ю.А.,

при секретаре Мартусевич Л.А.,

с участием истцов Баяндина С.А., Баяндиной Т.Л., Баяндиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по исковому заявлению Баяндина С.А., Баяндиной Т.Л., Баяндиной В.М. к Администрации г. Кудымкара о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на имущество в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Баяндин С.А., Баяндина Т.Л., Баяндина В.М. обратились в суд с иском к Администрации г. Кудымкара о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, мотивировав заявленные требования тем, что Б* умер ДД.ММ.ГГГГ, наследниками первой очереди по закону являются Баяндин С.А. - сын, Баяндина Т.Л. - жена, Баяндина В.М. - мать. После смерти Б* наследники обратились к нотариусу за оформлением наследственных прав на имущество, принадлежащее наследодателю, однако в наследственную массу не вошел жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>, так как право собственности на указанное имущество Б* в установленном порядке зарегистрировано не было. В связи с этим просят включить в состав наследства, оставшегося после смерти Б* жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>, и признать за ними право долевой собственности на указанное имущество - по 1/3 доли в праве собственности за каждым.

В судебном заседании истцы Баяндин С.А., Баяндина Т.Л., Баяндина В.М. исковые требования уточнили, просили включить в наследственную массу после смерти Б* ? доли в праве собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>, и признать за Баяндиным С.А., Баяндиной В.М. право собственности на указанное имущество в размере 1/3 доли в праве за каждым, за Баяндиной Т.Л. - право собственности на 2/3 доли в праве собственности на жилой дом.

Истцы Баяндин С.А., Баяндина Т.Л. суду дополнительно пояснили, что дом строился Б* в период брака с Баяндиной Т.Л., поэтому находится в совместной собственности супругов, брачный договор между супругами не заключался, имущество не делилось.

Истец Баяндина В.М. суду дополнительно пояснила, что жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>, строился взамен ветхого дома ее сыновьями С* и Б*. Впоследствии С* добровольно отказался от права собственности на возведенный дом, Б* заехал в дом со своей семьей – женой и сыном.

Представитель Администрации г. Кудымкара в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, против удовлетворения исковых требований Баяндиных не возражал.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истцов, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу требований ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В судебном заседании установлено, что истец Баяндина В.М. является матерью умершего Б*, что подтверждается свидетельством о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Умерший Б* и истец Баяндина Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ, умерший Б* является отцом истца Баяндина С.А.

Б* умер ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истцы Баяндин С.А., Баяндина Т.Л. и Баяндина В.М. в соответствии с частью 1 ст. 1142 ГК РФ являются наследниками Б* первой очереди по закону.

Судом также установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Кудымкарского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Б* был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>.

Впоследствии на данном земельном участке был возведен одноэтажный жилой дом в кирпичном исполнении, с пристроем, навесом, надворной постройкой.

Согласно справке МУП «Кудымкаргорпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № 78 в соответствии с упорядочением адресного плана <адрес> и на основании решения Исполкома Кудымкарского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом Б*, раннее числившийся по адресу <адрес>, числится по адресу <адрес>.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный в <адрес>, с пристроем, навесом, надворной постройкой, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., введен в эксплуатацию в 1995 году.

Из технического паспорта домовладения, расположенного по <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что владельцем спорного жилого дома с пристроем, навесом и надворной постройкой является Б*

Согласно справке Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ дом № по <адрес> в <адрес> с пристроем, навесом и надворной постройкой зарегистрирован на праве собственности за Б*

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, информация о правах на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

По информации Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ № 3985 дом № 3 по <адрес> в собственности муниципального образования «<адрес><адрес>» не значится.

Таким образом, судом установлено, что жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>, возведен Б* в период брака с истцом Баяндиной Т.Л. на земельном участке, который был предоставлен Б* на основании решения Исполнительного комитета Кудымкарского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома.

Право собственности Б* на указанное имущество не было зарегистрировано в установленном порядке.

В соответствии со ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.

В силу ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В соответствии со ст. 34 СК РФ общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Таким образом, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если брачным договором не установлено иное, при определении долей в совместном имуществе доли супругов признаются равными (ст. ст. 33, 39 СК РФ).

В судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о заключении между Б* и Баяндиной Т.Л. брачного договора, не установлены.

Учитывая, что жилой дом с надворными постройками был построен в период совместного проживания Баяндиных в зарегистрированном браке, он является их совместной собственностью, и доля каждого из супругов в собственности на дом составляет 1/2

Таким образом, к наследству умершего Б* может быть отнесена только 1/2 доля в праве собственности на спорный жилой дом с надворными постройками. Следовательно, в наследственную массу в соответствии со ст. 1112 ГК РФ подлежит включению только доля умершего Б*

На основании изложенного суд считает необходимым исковые требования Баяндина С.А., Баяндиной Т.Л., Баяндиной В.М. удовлетворить, включить в наследственную массу после смерти Б* 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, с пристроем, навесом, надворной постройкой, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

В силу требований п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Судом установлено, что признание за истцами права собственности на жилой дом возможно исключительно в судебном порядке, так как у истцов нет иного способа подтвердить факт обладания имуществом на праве собственности.

С учетом изложенного, суд также считает возможным удовлетворить исковые требования Баяндина С.А., Баяндиной Т.Л., Баяндиной В.М. о признании права долевой собственности на жилой дом с пристроем, навесом, надворной построй, расположенный в <адрес>. При этом за Баяндиной Т.Л. подлежит признанию право собственности на 2/3 доли в праве собственности на указанное имущество (с учетом того, что 1/2 доли в праве собственности принадлежит ей в силу требований ст. 256 ГК, ст. ст. 34, 39 СК РФ и 1/6 доля в праве собственности принадлежит ей в порядке наследования после смерти Б*); за Баяндиным С.А. и Баяндиной В.М. подлежит признанию право собственности на 1/6 долю за каждым в порядке наследования.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Баяндина С.А., Баяндиной Т.Л., Баяндиной В.М. удовлетворить.

Включить в наследственную массу после смерти Б*, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущество, состоящее из 1/2 доли в праве собственности на жилой дом № с пристроем, навесом и надворной постройкой, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Признать за Баяндиной Т.Л. право собственности на 2/3 доли в праве собственности на жилой дом № с пристроем, навесом и надворной постройкой, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Признать за Баяндиным С.А. право собственности на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом № с пристроем, навесом и надворной постройкой, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Признать за Баяндиной В.М. право собственности на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом № с пристроем, навесом и надворной постройкой, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Решение может быть обжалованной в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения судебного решения.

Федеральный судья                        Ю.А. Чащина