предоставление благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-1145/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Гуляевой Л.В.,

при секретаре Меликове А.Н.,

с участием представителя истца – помощника Кудымкарского городского прокурора Ткачук С.В.,

истца Радостева С.А.,

представителя ответчика Хромцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Радостев С.А., к Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,

установил:

Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Радостева С.А., обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края. В обоснование иска указал, что Радостев С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его мать ЕНИ* умерла. Сведения об отце Радостева С.А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Главы Кудымкарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетним Радостевым С.А. назначена КРВ* В ДД.ММ.ГГГГ г. Радостев С.А. закончил обучение в МОУ «<данные изъяты>», после чего нигде не учился. С апреля ДД.ММ.ГГГГ г. он состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кудымкарском муниципальном районе под № . Радостев С.А. зарегистрирован и проживает в доме своей жены РЕА* в <адрес>, собственного жилья не имеет, после окончания образовательного учреждения жилье ему предоставлено не было. Просит обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить вне очереди Радостеву С.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края.

Позже Кудымкарский городской прокурор исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить в черте Кудымкарского муниципального района вне очереди по договору социального найма Радостеву С.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям

Представитель истца - помощник Кудымкарского городского прокурора Ткачук С.В. и истец Радостев С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по вышеизложенным мотивам.

Представитель ответчика Администрации Кудымкарского муниципального района Хромцов А.В. исковые требования признал.

Представитель соответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях исковые требования не признает, указывая на то, что обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В соответствии со ст.ст. 5, 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. и на обеспечение жилым помещением, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением детям-сиротам на условиях договоров социального найма. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, которые направляются органам местного самоуправления. Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на указанные цели за предыдущие и текущий годы, в т.ч. и перед Администрацией Кудымкарского муниципального района. Вместе с тем из материалов дела установлено, что Радостев С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления о постановке его на учет. Кроме того постановлением Главы Кудымкарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № , не утратившим силу, за Радостевым С.А. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди при условии отсутствия закрепленного жилого помещения за лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем закрепление жилого помещения расценивается как безусловный и обязательный факт отсутствия права на обеспечение Радостева С.А. жилым помещением вне очереди. Радостев С.А. не лишен права обратиться с вопросом о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств местного бюджета в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Правительство Пермского края не согласно с требованиями о предоставлении Радостеву С.А. жилого помещения не менее 33 кв.м, т.к. требования основаны на нормах Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». В данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. На основании п. 5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. Указанная норма установлена для распределения средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Считает, что исполнение решения суда в части предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв. м приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот. В удовлетворении исковых требований просит отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что мать Радостева С.А., ЕНИ*, умерла ДД.ММ.ГГГГ В запись акта о рождении сведения об отце Радостева С.А. внесены на основании заявления матери. Постановлением Главы Кудымкарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ КРВ* назначена попечителем над несовершеннолетним Радостевым С.А., а также за несовершеннолетним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ г. Радостев С.А. закончил обучение в МОУ «<данные изъяты>».

Согласно распоряжения Главы Кудымкарского муниципального района Пермского края от 01.04.2008 г. № 191-р и реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ Радостев С.А. состоит в льготной очереди в качестве нуждающегося в получении жилья по Кудымкарскому муниципальному району под № .

В соответствии с договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о государственной регистрации права дом по адресу: <адрес>, приватизирован родственниками Радостева С.А.

Из сообщений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 07.09.2011 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах ЕНИ* на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствует ввиду того, что права не зарегистрированы.

Радостев С.А. имеет в собственности земельный участок, находящийся в <адрес>, кадастровый № , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведений Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» ЕНИ*, Радостев С.А. не имеют в собственности жилых помещений на территории <адрес>.

Из копии паспорта истца, его объяснений, справки администрации Белоевского сельского поселения следует, что Радостев С.А. зарегистрирован и проживает в принадлежащем отцу его жены доме по адресу: <адрес>.

Таким образом судом установлено, что согласно представленных документов Радостев С.А. является лицом из числа детей-сирот. Какого-либо жилья на праве собственности он не имеет. Исходя из того, что жилое помещение, закрепленное за ним при установлении попечительства, приватизировано другими лицами, следует считать, что истец не обеспечен жилым помещением. Администрация Кудымкарского муниципального района признает право Радостева С.А. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, признание иска не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрация Кудымкарского муниципального района исковые требования признает, в силу ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В силу п. 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию Кудымкарского муниципального района.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (в том числе обеспечение жилой площадью) являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 3 ст. 9 указанного Закона жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м для одиноких граждан.

Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Радостев С.А., удовлетворить.

Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Радостев С.А. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 кв. м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Правительство Пермского края от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста решения.

Федеральный судья Л.В. Гуляева