Дело № 2-75/2012 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2012 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Чащиной Ю.А.,
при секретаре Мартусевич Л.А.,
с участием истца Сысолетиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по исковому заявлению Сысолетиной Н.А. к Администрации г. Кудымкара о признании права собственности на гараж и земельный участок,
у с т а н о в и л:
Сысолетина Н.А. обратилась в суд с иском о признании права собственности на гараж и земельный участок. В обоснование иска указала, что состояла в браке с С*, который умер ДД.ММ.ГГГГ Во время брака истец с мужем построили гараж в ГСК №, а также мужу был предоставлен садовый участок в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» («<данные изъяты>»). После смерти мужа обращалась к нотариусу для оформления наследственных прав на указанное имущество, однако нотариус Ж* отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство на гараж в ГСК № и земельный участок в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Указывает, что продолжает пользоваться гаражом и земельным участком до настоящего времени. В связи с этим просит признать за ней право собственности на <данные изъяты> долю в указанном имуществе в порядке наследования и <данные изъяты> долю в указанном имуществе как нажитом супругами во время брака.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены дочери истца Сысолетина М.Н. и Сысолетина О.Н.
В судебном заседании истец Сысолетина Н.А. исковые требования поддержала. Суду дополнительно пояснила, что гараж в ГСК № был построен в ДД.ММ.ГГГГ году, на гараж был оформлен технический паспорт; точная площадь земельного участка в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» ей не известна. Указанным имуществом пользуется до настоящего времени, в гараже имеется овощная яма, машину продала после смерти мужа, земельный участок использует для выращивания овощей. Дочери Сысолетина М.Н. и Сысолетина О.Н. после смерти отца С* наследственные права не оформляли, в наследство не вступали. О том, когда садоводческое товарищество «<данные изъяты>» переименовано в «<данные изъяты>» ей не известно.
Представитель Администрации г. Кудымкара в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, против удовлетворения исковых требований Сысолетиной Н.А. не возражал.
Третьи лица Сысолетина М.Н. и Сысолетина О.Н. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело по иску Сысолетиной Н.А. в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, показания свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу требований ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В силу ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В соответствии со ст. 34 СК РФ общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Таким образом, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если брачным договором не установлено иное, при определении долей в совместном имуществе доли супругов признаются равными (ст. ст. 33, 39 СК РФ).
В судебном заседании установлено, что истец Сысолетина Н.А. состояла в браке с С* с ДД.ММ.ГГГГ. С* умер ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака серии № и свидетельством о смерти серии №.
Согласно свидетельству о праве на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок в ГСК № площадью <данные изъяты> кв.м. был предоставлен С* на праве пожизненного наследуемого владения для строительства гаража на основании Распоряжения Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ годы супруги Сысолетины построили на указанном земельном участке гараж. Согласно техническому паспорту, выданному Коми-Пермяцким окружным филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>», гараж площадью <данные изъяты> кв.м. в ГСК № принадлежит С*, в гараже имеется овощная яма.
По сообщению Межрайонной ИФНС России № 1 по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ С* являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении гаража, расположенного в <адрес>, ГСК №.
Право собственности С* на гараж не было зарегистрировано в установленном порядке.
После смерти С* истец Сысолетина Н.А. продолжает пользоваться гаражом, использует его для хранения личных вещей и овощей, что подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетеля Г* В судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о заключении между С* и Сысолетиной Н.А. брачного договора, не установлены.
Учитывая, что гараж в ГСК № в <адрес> был построен в период совместного проживания Сысолетиных в зарегистрированном браке, он в силу требований п. 1 ст. 218, ст. 256 ГК РФ является их совместной собственностью, и доля каждого из супругов в праве собственности на гараж составляет <данные изъяты>
Таким образом, к наследству умершего С* суд относит <данные изъяты> долю в праве собственности на гараж в ГСК № в <адрес>. Истцу Сысолетиной Н.А. также принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности на гараж в ГСК № в <адрес>.
Истец Сысолетина Н.А. в соответствии с частью 1 ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону после смерти С*, пользуется гаражом после смерти мужа, то есть фактически приняла наследство.
Судом установлено, что признание за истцом права собственности на гараж возможно исключительно в судебном порядке, так как у Сысолетиной Н.А. нет иного способа подтвердить факт обладания имуществом на праве собственности.
На основании изложенного суд считает необходимым исковые требования Сысолетиной Н.А. в отношении гаража, расположенного в <адрес>, ГСК №, удовлетворить и признать за Сысолетиной Н.А. право собственности на гараж, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>, ГСК № (с учетом того, что <данные изъяты> доли в праве собственности принадлежит ей в силу требований ст. 256 ГК, ст. ст. 34, 39 СК РФ и <данные изъяты> доля в праве собственности принадлежит ей в порядке наследования после смерти С*).
Истцом Сысолетиной Н.А. также заявлено требование о признании за ней права собственности на земельный участок в садоводческом товариществе «<данные изъяты>».
В материалах дела имеются Распоряжение исполнительного комитета Кудымкарского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым С* был предоставлен земельный участок в садово-огородном обществе «<данные изъяты>». С* являлся членом садоводческого товарищества «<данные изъяты>» («<данные изъяты>).
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, граждане в соответствии с настоящим Кодексом имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для огородничества.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
В силу требований ст. 66 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
В ходе рассмотрения настоящего дела суду не представлено достаточных и убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» («<данные изъяты>») был предоставлен его члену С* на праве собственности.
Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
С учетом требований ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок становится объектом земельных отношений только после того, как он будет сформирован в установленном законом порядке, в том числе определена его площадь, и участок поставлен на кадастровый учет.
Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке, определена его площадь, участок поставлен на кадастровый учет.
Следовательно, требование Сысолетиной Н.А. о признании за ней права собственности на земельный участок в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» в порядке наследования после смерти мужа С*, а также в соответствии со ст. 256 ГК РФ удовлетворено быть не может.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сысолетиной Н.А. удовлетворить частично.
Признать за Сысолетиной Н.А. право собственности на гараж площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, гаражно-строительный кооператив №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Федеральный судья Ю.А. Чащина