Дело № 2- 165/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2012 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чугайнова В.С.,
при секретаре Зубковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по заявлению Радостевой С.И. к Администрации города Кудымкара о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Радостева М.И. обратилась в суд с заявлением к Администрации г. Кудымкара о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, мотивируя свои требования тем, что имеет несовершеннолетнего ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвалидом. 23.12.2011 года он поставлен на учет в Управлении образования Администрации города Кудымкара для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. 24.01.2012 года она обратилась в Управление образования Администрации города Кудымкара с вопросом о предоставлении ее дочери места в дошкольном детском учреждении, в чем ей было отказано в связи с тем, что нет мест в детском саду. Считает действия администрации незаконными, так как ее ребенок является инвалидом. Просит обязать Администрацию города Кудымкара предоставить ее дочери Р* года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении г. Кудымкара, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания, в группу полного дня.
В судебном заседании заявитель Радостева М.И. требования поддержала по вышеизложенным основаниям, уточнила, что согласна на предоставление места для дочери в любом дошкольном образовательном учреждении города. Ребенок инвалид, лечение ведет врач-хирург К*, врача менять не желает, поэтому на медицинском учете ребенок находится в районной больнице.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Кудымкара С.А. Пономарев с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что дочь заявителя находится на учете, в настоящее время по сведениям управления образования свободных мест нет, будет массовое размещение детей в дошкольные учреждения в июне 2012 года, тогда смогут выделить место.
Рассмотрев дело в объеме заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, изучив материалы дела, заслушав объяснения участников судебного заседания, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст.43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Согласно ст.15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.3 ст.18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с п.28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому
обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления дополнительного образования детям (за
исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях
регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных
учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно п.13 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно ст.32 Устава Муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» Администрация города Кудымкара является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенной полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей на основании федеральных законов и законов Пермского края.Администрация города Кудымкара обладает правами юридического лица.
В статье 5 п.12 Устава закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Постановлением главы Администрации города Кудымкара от 24.01.2006 года №54 утверждено «Положение об управлении образования», из которого следует, что
1.1. Управление образования Администрации города Кудымкара (в дальнейшем - Управление) является юридическим лицом.
1.2. Полное наименование юридического лица - Управление образования Администрации г. Кудымкара.
1.3. Управление является структурным подразделением Администрации города Кудымкара и выполняет функции заказчика образовательных услуг для муниципальных образовательных учреждений.
1.6. Управление в своей деятельности подотчетно главе Администрации города Кудымкара, заместителю главы Администрации г. Кудымкара, курирующему вопросы образования.
Таким образом, предусмотренная законом обязанность по обеспечению организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Кудымкара, и ответственность за его исполнение лежит на Администрации города Кудымкара.
Администрация города Кудымкара должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.
В судебном заседании установлено, что Радостева М.И. имеет несовершеннолетнюю дочь Р* года рождения. Ребенок инвалид с детства, но противопоказаний для посещения дошкольных детских учреждении не имеет, что подтверждается справкой врача Е* из Кудымкарской центральной районной больницы.
Ребенок поставлен на учет для устройства в детский сад (дошкольное образовательное учреждение) 23.12.2011 года Управлением образования Администрации города Кудымкара, что подтверждается уведомлением в адрес М.И. Радостевой. 24.01.2012 года при обращении работниками Управления образования Администрации города Кудымкара было отказано Радостевой М.И в предоставлении места в дошкольном детском учреждении, в связи с отсутствием свободных мест.
Таким образом, судом установлено, что Радостева А.Н. не обеспечена местом в дошкольном детском учреждении, то есть правом на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. Администрация города Кудымкара возложенную на нее законом обязанность по обеспечению ребенка общедоступным бесплатным дошкольным образованием не выполнила. В связи с чем бездействие Администрации города Кудымкара выразившееся в не обеспечении возможности Р*, получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении является необоснованным и незаконным.
В силу разъяснений, изложенных в п.2.1 Постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г.№5-П, действующее законодательство предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо получения доступа к современным технологиям.
В соответствии с частью 1 статья 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на Администрацию города Кудымкара предоставить дочери заявительницы место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в г. Кудымкар.
К доводам представителя заинтересованного лица об отсутствии мест суд относится критически, т.к. согласно правовой позиции, закрепленной в Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 года № 5-П, право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, среди прочего, обязанность государства и муниципальных образований сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Соответственно, наличие очереди на прием в дошкольное образовательное учреждение свидетельствует не об утрате права на дошкольное образование, а о не исполнении соответствующим органом обязанности по обеспечению общедоступности дошкольного образования.
Кроме изложенного суд учитывает, что из информации о дошкольных образовательных учреждениях г. Кудымкара от 27.01.2012 года № 208 направленной и.о. главы Администрации А.А. Логвиненко в адрес прокуратуры, следует, что в ДГ СОШ № 1 число детей, посещающих МДОУ(199) меньше имеющихся мест в МДОУ в соответствии с СанПиН (200).
Частью третьей статья 258 ГПК РФ установлено, что в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда по настоящему делу не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Статья 206 ГПК РФ в части второй закрепляет, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только определенным лицом, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В связи с этим суд считает обоснованным установить месячный срок для исполнения решения суда. Определение более длительного срока не будет способствовать восстановлению нарушенного права.
Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Радостевой М.И., и возложить обязанность на Администрацию города Кудымкара предоставить место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Р* года рождения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 206, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Кудымкара предоставить Р* года рождения, место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья В.С.Чугайнов