Дело № 2-295/2012 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2012 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Казанцевой Е.С.,
при секретаре Анферовой Е.М.,
с участием прокурора Ткачук С.В.,
истца Мехоношиной К.О.,
представителя ответчика Меликова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Мехоношиной К.О., к Администрации города Кудымкара Пермского края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах Мехоношиной К.О., обратился в суд с иском к Администрации города Кудымкара Пермского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что Кудымкарской городской прокуратурой в связи с поступлением обращения лица из числа детей-сирот Мехоношиной К.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что родители Мехоношиной К.О. – М* и Д* лишены родительских прав в отношении дочери решениями Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. На основании решения Малого Совета при Администрации Б* от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Мехоношиной К.О. являлась ее бабушка Г*, впоследствии полномочия органа опеки и попечительства осуществлялись Администрацией города Кудымкара. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мехоношина К.О. обучалась в ГОУСПО С*, проживала в общежитии, находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время Мехоношина К.О. зарегистрирована и проживает в доме своей бабушки, собственного жилья не имеет, состоит в льготной очереди детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении в <адрес>. Просит обязать Администрацию города Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди Мехоношиной К.О. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.метров на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес>.
В судебном заседании прокурор Ткачук С.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Истец Мехоношина К.О. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Администрации города Кудымкара Пермского края Меликов А.Н. с исковыми требованиями не согласился.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В письменных возражениях исковые требования не признают в части предоставления Мехоношиной К.О. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.метров, указывая на то, что государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью осуществляются органам местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направляются органам местного самоуправления, в связи с чем Правительство Пермского края свои обязательства в части выделения денежных средств исполняет своевременно и в полном объеме. Полагают, что Мехоношина К.О. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа общей площадью не менее 12 кв. метров в черте <адрес>. Предоставление Мехоношиной К.О. жилого помещения общей площадью 33 кв. метра приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию федеральных и краевых средств, сокращению численности обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 4 статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 года № 315-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что родители Мехоношиной К.О. – М* и Д* лишены родительских прав в отношении дочери решениями Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Решением Малого Совета при Администрации Б* от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Мехоношиной К.О. было установлено опекунство, опекуном являлась ее бабушка Г*
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мехоношина К.О. обучалась в ГОУСПО С*, проживала в общежитии, находилась на полном государственном обеспечении. По окончании обучения получила диплом №, с присвоением квалификации – <данные изъяты>.
После окончания колледжа Мехоношина К.О. приехала в <адрес>, зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности бабушке Г*
Постановлением главы Администрации города Кудымкара Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Мехоношина К.О. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из реестра детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения следует, что Мехоношина К.О. состоит в указанной очереди под №.
Из справки выданной Коми-Пермяцким окружным филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» усматривается, что Мехоношина К.О., ее родители М*, Д* недвижимого имущества, зарегистрированного на праве собственности на территории <адрес>, не имеют.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Мехоношиной О.К., на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории <адрес> отсутствует ввиду того, что права не зарегистрированы.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отцу Мехоношиной К.О. – М* принадлежат объекты недвижимого имущества: жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, и земельные участки.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ матери Мехоношиной К.О. – Д* принадлежит на праве собственности 1/3 доли жилого дома с подвалом, холодным пристроем и надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, и земельный участок, зарегистрированные на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что Мехоношина О.К. согласно представленных документов является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья Мехоношина О.К. не имеет, в ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на жилищный учет. Какого – либо жилья пригодного для проживания на праве собственности, либо на праве пользования не имеет. Мехоношина К.О. обращалась в Администрацию города Кудымкара Пермского края по вопросу предоставления жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Поскольку Мехоношина К.О. осталась без попечения родителей, жилое помещение за ней закреплено не было, следует считать, что истец по существу не обеспечена жилым помещением.
Фактически Администрация города Кудымкара Пермского края признает право Мехоношиной К.О. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей - сирот и лиц из их числа. В ходе судебного разбирательства данное право ответчиком также не оспаривалось. В силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. истец вправе требовать предоставления жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию города Кудымкара Пермского края в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 года) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).
В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Согласно п.3 ст.9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мехоношина К.О. семьи не имеет.
Оценив доказательства представленные сторонами, суд считает необходимым требования удовлетворить, обязать Администрацию города Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Мехоношиной К.О. жилое помещение на территории <адрес> по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.метров на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным, техническим требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Мехоношиной К.О., удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Мехоношиной К.О. жилое помещение на территории <адрес> по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.метров на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным, техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья Е.С. Казанцева