восстановление в очереди на получение жилья



Дело № 2-333/2012 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2012 года

Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2012 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Чащиной Ю.А.,

при секретаре Засухиной Т.В.,

с участием истца Харина Е.Д.,

представителя ответчика Чугаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Харина Е.Д. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кудымкарский» о восстановлении в очереди на получение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Харин Е.Д. обратился в суд с иском к начальнику МО МВД РФ «Кудымкарский» Яркову Н.М. о восстановлении в очереди на получение жилья. В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел РФ. В ДД.ММ.ГГГГ году он написал рапорт о постановке его на учет для получения жилья, рапорт отдал заместителю начальника ОВД Ш*, собрал необходимые документы. Через некоторое время Ш* устно уведомил его о том, что он поставлен на учет, издан соответствующий приказ, в котором Харин Е.Д. расписался. В период прохождения службы в органах внутренних дел Харин Е.Д. несколько раз интересовался о том, состоит ли он на учете, на что получал утвердительный ответ. При увольнении из ОВД г. Кудымкара в ДД.ММ.ГГГГ году председатель жилищно-бытовой комиссии Я* показывал ему папку с документами, в том числе рапорт, датированный ДД.ММ.ГГГГ года, акт обследования жилищно-бытовых условий, справку о составе семьи, из которых следовало, что истец состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ года Харин Е.Д. обратился к председателю жилищно-бытовой комиссии МО МВД РФ «Кудымкарский» В*, чтобы узнать об очередности получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ Харин Е.Д. получил письменный ответ, из которого следует, что он в списках сотрудников, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, не значится. Истец также указывает, что женат с ДД.ММ.ГГГГ, имеет двух детей, не имеет собственного жилья. В связи с этим просит восстановить его в очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

По ходатайству истца судом произведена замена ответчика - начальника МО МВД РФ «Кудымкарский» Яркова Н.М. на ответчика - МО МВД РФ «Кудымкарский».

В судебном заседании Харин Е.Д. поддержал исковые требования, суду дополнительно пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году работал <данные изъяты>, собственного жилья не имел, проживал в <адрес>, квартиру предоставлял сельский совет как <данные изъяты> на период работы. Также пояснил, что присутствовал на заседании жилищно-бытовой комиссии в ДД.ММ.ГГГГ, которая принимала решение о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Чугаева Н.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями Харина Е.Д. не согласилась, суду пояснила, что документы, подтверждающие, что Харин Е.Д. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в МО МВД РФ «Кудымкарский» отсутствуют, возможно, были утеряны; в книге приказов ОВД Кудымкарского горисполкома за ДД.ММ.ГГГГ год приказ о постановке Харина Е.Д. на учет отсутствует.

Свидетель Ш* суду показал, что в ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты>, курировал работу участковых, вел учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом точно не помнит, состоял ли Харин Е.Д. на таком учете в ОВД.

Свидетель Х* суду показал, что в ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в ОВД, был членом жилищно-бытовой комиссии. Харин Е.Д. работал в его непосредственном подчинении и как все участковые состоял в очереди на жилье. Харин Е.Д. писал рапорт, его жилищные условия обследовались членами жилищно-бытовой комиссии, решение о постановке на учет принималось на заседании жилищно-бытовой комиссии.

Свидетель М* суду показал, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год состоял в должности <данные изъяты> УВД КПАО и ему было известно о том, что Харин Е.Д. состоял в очереди на улучшении жилищных условий в ОВД г. Кудымкара.

Свидетель Я* суду показал, что с ДД.ММ.ГГГГ года был председателем жилищно-бытовой комиссии ОВД г. Кудымкара, ему были переданы документы лиц, состоящих на учете, в том числе рапорт Харина Е.Д., акт обследования его жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ года на всех сотрудников, состоящих на учете, были заведены новые учетные дела.

Свидетель Л* суду показал, что работал в должности <данные изъяты> УВД КПАО с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, был членом жилищно-бытовой комиссии УВД КПАО. Был период, когда в ОВД г. Кудымкара и УВД КПАО жилищно-бытовая комиссия работала совместно. В ДД.ММ.ГГГГ году или ДД.ММ.ГГГГ году как член комиссии выезжал в <адрес> в целях обследования жилищных условий Харина Е.Д., по результатам обследования был составлен акт, комиссией было принято решение о постановке Харина Е.Д. на учет.

Свидетель П* суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года была секретарем жилищно-бытовой комиссии ОВД г. Кудымкара, вела личные дела сотрудников, состоящих на учете, в личном деле Харина Е.Д. был рапорт о постановке на учет, написанный в 80-х годах, акт обследования жилищных условий. В <данные изъяты> годах после министерской проверки сотрудники писали новые рапорта, снова проводилось обследование жилищных условий, в том числе у Харина Е.Д.

Свидетель К* суду показал, что работал в ОВД г. Кудымкара с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, Харина Е.Д. знал по работе. В ДД.ММ.ГГГГ году вместе с Хариным Е.Д. ходили сверяться со списком лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Харин Е.Д. состоял в этом списке. В ДД.ММ.ГГГГ году снова ходили сверяться, однако документы были утеряны, поэтому писали новые рапорта.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

В силу требований ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335, для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.

Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.

На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании на основе материалов дела, объяснений истца и представителя ответчика, а также показаний свидетелей установлено, что Харин Е.Д. с ДД.ММ.ГГГГ года работал в ОВД г. Кудымкара в должности <данные изъяты>, собственного жилья не имел, проживал в <адрес> в жилом помещении, которое было предоставлено ему как <данные изъяты>, работающему в сельской местности.

В ДД.ММ.ГГГГ года Харин Е.Д. написал рапорт о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, что допускалось по правилам ст. 30 ЖК РСФСР. Жилищные условия Харина Е.Д. были обследованы жилищно-бытовой комиссией, по результатам обследования комиссией был составлен акт и было принято решение о постановке Харина Е.Д. на учет.

По сообщению председателя жилищно-бытовой комиссии МО МВД РФ «Кудымкарский» в настоящее время согласно имеющимся в комиссии документам Харин Е.Д. не числится в списках сотрудников, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Из показаний свидетелей Х*, Л*, материалов дела следует, что в ОВД г. Кудымкара сложилась практика, при которой решение о постановке на учет принималось жилищно-бытовой комиссией по результатам обследования жилищных условий, такой порядок признания сотрудников ОВД нуждающимися в улучшении жилищных условий никем не оспаривался, был общепринятым.

Суду также не представлено доказательств ведения в ОВД г. Кудымкара Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как документа строгой отчетности по установленной форме.

При таких обстоятельствах, учитывая сложившийся в ОВД г. Кудымкара порядок постановки на учет сотрудников нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд на основе показаний свидетелей и материалов дела находит доказанным тот факт, что Харин Е.Д., работая в должности <данные изъяты>, нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку не был обеспечен жилой площадью по установленной норме, в ДД.ММ.ГГГГ года писал рапорт о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту работы, по результатам рассмотрения которого жилищно-бытовой комиссией было принято соответствующее решение.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что настоящее время Харин Е.Д. не числится в списке лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий в МО МВД РФ «Кудымкарский», исковое требование Харина Е.Д. о восстановлении его в очереди на получение жилья подлежит удовлетворению. При этом, учитывая, что в соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по общему правилу рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию, а доказательства иного срока рассмотрения жилищно-бытовой комиссией рапорта Харина Е.Д. в материалах дела отсутствуют, суд считает возможным определить период времени, с которого Харин Е.Д. подлежит восстановлению на учете, - с ДД.ММ.ГГГГ года.

При вынесении решения суд также учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Харин Е.Д. не сохранил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и был снят с учета в установленном порядке.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Харина Е.Д. удовлетворить частично.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кудымкарский» восстановить Харина Е.Д. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ю.А. Чащина