Дело № 2-128/2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Гуляевой Л.В.,
при секретаре Павловой А.Ю.,
с участием истца Усовой Е.А.,
представителя истца ПОИ*,
представителя ответчика ХАВ*,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Усовой Е.А. к администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, администрации В-Иньвенского сельского поселения администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского краяо предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,
установил:
Усова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, администрации В-Иньвенского сельского поселения администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения. В обоснование иска указала, что ее мать, УЕИ*, решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении нее, брата УФА* и сестры УИА* Жилое помещение за ней закреплено не было. Она была устроена в <данные изъяты> детский дом, а затем направлена в <данные изъяты> школу-интернат. После окончания пребывания в ней объявили, что выпускники поставлены в очередь на получение жилья как дети, оставшиеся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано гарантийное письмо, которым администрация Кудымкарского муниципального района гарантировала трудоустройство и обеспечение жильем после окончания училища, на основании чего она полагала, что ее автоматически поставят в очередь на получение жилья. Данное письмо она передавала специалисту по охране прав и законных интересов детей администрации Кудымкарского муниципального района. Ранее устно она обращалась в управление образования администрации Кудымкарского муниципального района, где ей сообщили, что в очереди на получение жилья она не состоит. 08.10.2010 г. она обратилась в администрацию Кудымкарского муниципального района в письменной форме с просьбой включить ее в список на внеочередное получение жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на что получила отказ. В настоящее время она проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, которая принадлежит ее сожителю ИСВ* и его сестре ИВВ* Своего жилья она не имеет. Просит предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее всем санитарным требованиям в пределах Кудымкарского района.
Впоследствии истец Усова Е.А. исковые требования уточнила, просила возложить на администрацию Кудымкарского муниципального района обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить ей на семью из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее всем санитарным и техническим требованиям применительно к условиям Кудымкарского муниципального района Пермского края.
Истец Усова Е.А. и ее представитель ПОИ* в судебном заседании исковые требования вновь уточнили, просили обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края вне очереди Усовой Е.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Истец Усова Е.А. в судебном заседании пояснила, что жилья за ней закреплено не было, так как семья жила в доме деда, мать собственного жилья не имела. С 1998 г. по 1999 г. она обучалась в ПЛ № <адрес>, с 1999 г. по 2002 г. - в ПЛ № <адрес>. После окончания обучения с 2002 г. по 2006 г. проживала без регистрации у подруги в <адрес>. С 2006 г. стала проживать с ИСВ* по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка. Имея гарантийное письмо, она считала, что состоит в очереди на получение жилья. В 2005-2006 г.г. узнала, что в данной очереди она не состоит. В январе 2006 г. написала заявление о постановке в очередь на получение жилья, представила все документы, после чего несколько раз звонила. В 2009 г. вновь написала такое заявление, представляла документы, в том числе и гарантийное письмо.
Представитель истца ПОИ* суду пояснила, что при пребывании Усовой Е.А. в детских учреждениях последние обязаны были обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке Усовой Е.А. на учет как ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей и нуждающуюся в жилье.
Третье лицо на стороне истца ИСВ* в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить и рассмотреть дело в его отсутствие.
В ранее состоявшемся судебном заседании третье лицо на стороне истца ИСВ* исковые требования поддержал, суду пояснил, что с Усовой Е.А. проживает совместно с 2006 г. по адресу: <адрес>. Усова Е.А. и ребенок зарегистрированы в данной квартире, 1/2 доли которой принадлежит ему на праве собственности, а 1/2 доли - его сестре ИВВ* Считает, что у его сына возникло право пользования указанным жилым помещением.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района ХАВ* с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что в соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 22.06.2000 г. № 170 до достижения ребенком 18 лет с заявлением должны были обратиться учреждение, где воспитывается ребенок, его опекун или попечитель. По достижении возраста 18 лет человек вправе самостоятельно обратиться о постановке на учет, как нуждающийся в получении жилья, но истцом такое заявление подано в 2010 г. На данный момент Усова Е.А. в жилье не нуждается. По достижении 23-летнего возраста Усова Е.А. утратила право на получение жилья во внеочередном порядке.
Представитель ответчика администрации В-Иньвенского сельского поселения администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика Правительства Пермского края, привлеченный судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Из возражений следует, что Правительство Пермского края исковые требования не признает. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, следовательно, закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. В связи с чем предоставление жилого помещения Усовой Е.А. с учетом членов её семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Полагает, что действующее законодательство распространяется только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Одним из основных условий отнесения граждан к какой-либо из указанной в ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» категории является установленный действующим законодательством возраст, который выступает одним из правоустанавливающих фактов и имеет принципиальное значение в данном вопросе. До достижения возраста 18 лет гражданин должен обратиться за реализацией гарантированного ему права на обеспечение жилой площадью, т.е. встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Свидетель СВК* суду пояснила, что работала специалистом по охране прав детей в отделе образования администрации Кудымкарского муниципального района. Гарантийные письма о трудоустройстве и обеспечении жильем выдавались тем детям-сиротам, которые не имели закрепленного жилья, которые были поставлены в очередь на получение жилья. При этом администрация детского учреждения должна была обратиться с заявлением в органы местного самоуправления о постановке на учет ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении. Она не помнит, обращалась ли Усова Е.А. к ней в 2005-2006 г.г. по поводу постановки на учет, как нуждающейся в жилье, возможно, из-за того, что она повзрослела.
Свидетель ВМН* суду пояснила, что с 2007 г. по 2009 г. она работала начальником отдела опеки и попечительства администрации Кудымкарского муниципального района. В 2009 г. Усова Е.А. представила документы, необходимые для постановки ее в очередь на получение жилья, однако в связи с реорганизацией отдела опеки и попечительства в очередь на получение жилья она поставлена не была. Сестра истца состоит в такой очереди, по какой причине в ней отсутствует Усова Е.А., ей не известно.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 4 статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что мать Усовой Е.А., УАИ*, решением Кудымкарского городского суда КПАО от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении нее. В свидетельство о рождении Усовой Е.А. сведения об отце внесены по указанию матери. В соответствии с решением Исполнительного комитета Кудымкарского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. № Усова Е.А. устроена в детское учреждение, жилое помещение за ней не закреплено. После чего она воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты> детском доме, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> школе-интернат.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Усова Е.А обучалась в Профессиональном лицее № <адрес>, где также находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно гарантийного письма от 01.06.1998 г. № 204 администрация Кудымкарского муниципального района гарантировала, что выпускник <данные изъяты> школы-интернат после окончания училища будет трудоустроен и обеспечен жильем, однако в нем отсутствуют фамилия, имя, отчество лица, которому выдано оно.
На учете в льготной очереди в качестве нуждающейся в получении жилья в администрации Кудымкарского муниципального района Усова Е.А. не состоит.
Как следует из объяснений истца, третьего лица на стороне истца, копии паспорта истца, свидетельства о регистрации права собственности, договора о передаче жилого помещения в собственность граждан, Усова Е.А. зарегистрирована и проживает без регистрации брака с ИСВ* и сыном ИИС* в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности по 1/2 доли ИСВ* и ИВВ*
Из сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах УАИ*, Усовой Е.А. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует ввиду того, что права не зарегистрированы.
Согласно сведений Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» УАИ*, Усова Е.А. не имеют в собственности жилых помещений на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
Из справки администрации Кочевского сельского поселения Пермского края от 27.01.2011 г. № 8 следует, что Усова Е.А. на учете по улучшению жилищных условий в администрации Кочевского сельского поселения не состоит.
Согласно данным администрации Верх-Иньвенского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории поселения жилье за Усовой Е.А. не закреплено, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации Верх-Иньвенского сельского поселения она не обращалась.
Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено, что Усова Е.А. относится к категории детей-сирот, на нее распространяются социальные гарантии, установленные законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», судом установлено, что закрепленного жилья она не имеет, нуждается в нем, после окончания обучения в образовательном учреждении жильем обеспечена не была.
При этом суд учитывает, что до 1996 года органы опеки и попечительства согласно п.п. «е» п. 4 Положения об органах опеки и попечительства РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.04.1986 г. № 175, обязаны были принимать меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья), однако органы опеки и попечительства администрации Кудымкарского муниципального района, где состояла на учете как ребенок-сирота Усова Е.А., за которой не было закреплено жилье, не поставили ее на учет как нуждающуюся в жилье.
Доводы ответчика Правительства Пермского края о том, что Усова Е.А. до достижения возраста 18 лет должна была обратиться за реализацией гарантированного ей права на обеспечение жилой площадью, то есть встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не могут быть приняты во внимание, т.к. согласно п.п. 1 п. 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утв. Указом Губернатора Пермского края от 22.06.2000 г. № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, администрации этих учреждений. Однако администрации детских учреждений, в которых воспитывалась Усова Е.А., администрация ПЛ № от имени ребенка-сироты за реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью не обратились.
Доводы ответчика администрации Кудымкарского муниципального района о том, что по достижении 23-летнего возраста Усовой Е.А. утрачено право на получение жилья во внеочередном порядке, судом не принимаются во внимание, учитывая, что в силу п. 4 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утв. Указом Губернатора Пермского края от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам. С учетом чего суд считает, что право на внеочередное предоставление жилья Усовой Е.А. не утрачено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Усова Е.А. в силу ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кудымкарского муниципального района.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (в том числе обеспечение жилой площадью) являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
Оценив доказательства, представленные сторонами, суд считаетнеобходимым исковые требования удовлетворить, обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Усовой Е.А. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Ответчиков - администрацию Верх-Иньвенского сельского поселения Администрации Кудымкарского муниципального района, Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Усовой Е.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Усовой Е.А. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Администрацию Верх-Иньвенского сельского поселения администрации Кудымкарского муниципального района, Правительство Пермского края от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста судебного решения.
Федеральный судья Л.В. Гуляева