постановление гос. инспектора по пожарному надзору оставлено в силе



Дело № 12-137/2011     <данные изъяты>

Решение

14 ноября 2011 года     г. Кудымкар

Федеральный судья Кудымкарского городского суда Пермского края Гуляева Л.В., при секретаре Павловой А.Ю., рассмотрев административное дело по жалобе Теплоуховой А.И. на постановление государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору ТЭА* от 22.09.2011 г. № 150 в отношении:

Теплоуховой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>, работающей директором Муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>», ранее привлекавшейся к административной ответственности,

установил:

Постановлением государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору ТЭА* от 22.09.2011 г. № 150 Теплоухова А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей.

Теплоухова А.И. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указав, что с ним не согласна, т.к. к началу учебного 2010 года школа была принята без замечаний по требованиям пожарной безопасности, было дано только одно устное замечание об установке автоматической пожарной сигнализации в здании столовой школы, что было устранено в июле 2011 г. Из-за отсутствия предписания какие-либо работы на период 2011-2013 г.г. в планы Администрации Кочевского муниципального района включены не были. Пункты предписания, которое было выдано начальником ОНД по Кочевскому муниципальному району, в большей части уже были выполнены, но некоторые пункты устранить невозможно по техническим причинам, а также они требуют дополнительных финансовых затрат. Просит отменить обжалуемое постановление.

В судебном заседании Теплоухова А.И. доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что программы проведения инструктажей утверждены приказами руководителя школы, но не согласованы с органами государственного пожарного надзора, в журнале проведения инструктажей указывался их вид (вводный, повторный), выделение денежных средств Администрацией Кочевского муниципального района на установку прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны зданий школы и детского сада признано нецелесообразным в связи со строительством новой школы. Летом 2011 г. во всех помещениях были установлены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. На дверях складского здания столовой не были обозначены категория взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны по правилам устройства электроустановок. С 07.09.2011 г. здания спортивного зала, столовой не эксплуатируются. После проверки произведена обработка горючих конструкций чердака школы и детского сада огнезащитным составом, в коридорах в помещениях интерната и детского сада на путях эвакуации полы покрыты линолеумом, соответствующим требованиям пожарной безопасности, установлена дверь, ведущая в помещение электрощитовой, с соответствующим нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной опасности, пожарные извещатели в помещениях 3 и 5 класса установлены в соответствии с требованиями пожарной безопасности, кабели системы оповещения и управления эвакуацией людьми проложены не по горючим основаниям. В настоящее время заключены договоры на монтаж наружной пожарной лестницы здания детского сада, аварийного освещения в помещениях интерната и детского сада, лестничных перил и укладки плитки на лестничных маршах зданий интерната школы и детского сада, в помещении детского сада демонтируется перегородка в коридоре, заказан проект здания детского сада. С 01.09.2011 г. в школе отсутствует 1 класс, в связи с чем на втором этаже здания детского сада не имеется помещения для обучения школьников, имеются только помещения детского сада, в связи с чем установка ограждающих конструкций между помещениями для обучения школьников и помещениями детского сада не требуется. Изменение ширины дверей в свету из помещения игровой детского сада до 1,2 м не возможно в силу конструктивных особенностей. В помещении учителя располагается моечная, которая является влажным помещением, где защита автоматическими установками пожарной сигнализации не требуется.

Представитель 14 ОНД по КПО УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения начальника ОНД по Кочёвскому муниципальному району 14 ОНД по КПО УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю от 15.08.2011 г. № 37 государственным инспектором ОНД по Кочёвскому муниципальному району МСС* 12.09.2011 г. в целях проверки исполнения предписания от 05.03.2011 г. № 7/1/96 была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в результате чего были составлены протоколы об административном правонарушении от 14.09.2011 г. №№ 83, 84.

Постановлением государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору Тотьмянина Э.А. от 22.09.2011 г. № 150 Теплоухова А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей за нарушения требований пожарной безопасности, а именно за то, что 12.09.2011 г. в 14 часов 30 минут Теплоухова А.И., являясь директором школы и ответственным должностным лицом, допустила нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ, в зданиях и помещениях Муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, и детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

1. не обеспечила проведение внепланового, целевого, повторного инструктажа в соответствии с требованиями НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», программа проведения вводного инструктажа не утверждена приказом руководителя организации, в журнале регистрации противопожарного инструктажа отсутствует информация о виде инструктажа, специальные программы не согласованы с органами государственного пожарного надзора, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

2. не обеспечила наличие во всех помещениях школы, интерната, кухни табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, в связи с чем нарушен п. 13 ППБ 01-03;

3. не обеспечила обработку горючих конструкций чердака школы и детского сада огнезащитным составом, не обеспечила проведение проверки состояния огнезащитной обработки в период не реже двух раз в год, чем нарушен п. 39 ППБ 01-03;

4. не обеспечила прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов зданий школы и детского сада, чем нарушен п. 30 ППБ 01-03;

5. для складского здания столовой не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок и не обозначены на дверях, чем нарушен п. 33 ППБ 01-03;

6. не обеспечила наличие плана эвакуации людей из спортзала, чем нарушен п. 16 ППБ;

7. не подвергла эксплуатационным испытаниям наружную пожарную лестницу здания детского сада, чем нарушен п. 41 ППБ 01-03;

8. допустила эксплуатацию двери, ведущую в помещение электрощитовой, не в соответствии с нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной опасности, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97;

а также допустила нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымовой защиты зданий, сооружений и строений, а именно:

9. не обеспечила на эвакуационных путях школы и детского сада наличие освещения, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.22, п. 7.62 СНиП 21-01-97;

10. допустила применение на полу путей эвакуации материала с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, РП2, ДЗ, Т2 в вестибюлях, лестничных клетках, в общих коридорах, холлах, фойе здания школы и детского сада, чем нарушены п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97;

11. допустила эксплуатацию в центральной лестничной клетке и лестничной клетке левого крыла школы ступенек лестницы с различной высотой, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97;

12. допустила эксплуатацию дверных проемов между помещениями столовой, между помещениями спортивного зала высотой в свету менее 1,9 м, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21.01-97*;

13. допустила эксплуатацию здания детского сада с нарушениями: левое крыло первого этажа отгорожено от общего коридора и имеет один эвакуационный выход, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 5.21* СНиП 2.01-97;

14. допустила эксплуатацию здания детского сада с нарушениями: правое крыло первого этажа отгорожено от общего коридора и имеет один эвакуационный выход, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 5.21* СНиП 2.01-97;

15. допустила эксплуатацию здания детского сада с нарушениями: центральная часть первого этажа отгорожена от правого и левого крыла этажа и имеет один эвакуационный выход, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 5.21* СНиП 2.01-97;

16. не обеспечила эксплуатацию зданий со следующими условиями: помещения для обучения детей и помещение детского сада в здании детского сада не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21.01-97*;

17. не обеспечила эксплуатацию зданий со следующими условиями: помещения для обучения детей и помещение интерната в здании школы не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21.01-97*;

18. допустила ширину проступи лестницы 3-го типа здания детского сада менее 25 см, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30* СНиП 21-01-97*;

19. допустила уклон лестницы 3-го типа здания детского сада более чем 1:1, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30* СНиП 21-01-97*;

20. допустила установку в помещениях 3 и 5 класса на первом этаже детского сада пожарного извещателя на расстоянии 5 м от стены, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 12.28 НПБ 88-2001;

21. допустила ширину дверей в свету из помещения игровой детского сада менее 1,2 м (фактически 0,75 м.), чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21.01-97;

22. помещение для пребывания учителя и тамбуров здания детского не обеспечила защитой соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03;

23. допустила прокладку кабелей системы оповещения и управления эвакуации людей в корпусах из горючих материалов, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 3.9 НПБ 104-03.

В судебном заседании не нашел подтверждения факт нарушения Теплоуховой А.И. требований пожарной безопасности в части того, что программа проведения вводного инструктажа не утверждена приказом руководителя организации, в журнале регистрации противопожарного инструктажа отсутствует информация о виде инструктажа, не обеспечила наличие плана эвакуации людей из спортзала, допустила эксплуатацию дверных проемов между помещениями столовой, между помещениями спортивного зала высотой в свету менее 1,9 м, поскольку программа проведения вводного инструктажа утверждена приказом директора школы 06.04.2010 г. № 52.1, за период работы Теплоуховой А.И. в должности директора (с 19.08.2009 г. по настоящее время) в журнале регистрации противопожарного инструктажа имеется информация о виде инструктажа, на основании приказа начальника управления образования Администрации Кочевского муниципального района от 07.09.2011 г. № 64-ОД приостановлена эксплуатация зданий спортивного зала, столовой. Учитывая изложенное, данные нарушения требований пожарной безопасности вменены Теплоуховой А.И. необоснованно, поэтому из обвинения Теплоуховой А.И. подлежат исключению нарушения требований пожарной безопасности, указанных в п.п. 1, 2 в части того, что не обеспечила проведение внепланового, целевого, повторного инструктажа в соответствии с требованиями НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», программа проведения вводного инструктажа не утверждена приказом руководителя организации, в журнале регистрации противопожарного инструктажа отсутствует информация о виде инструктажа, не обеспечила наличие в помещении кухни табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, в п.п. 6, 12 постановления главного государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору ТЭА* от 22.09.2011 г. № 150.

Согласно письма Главы Кочевского муниципального района от 11.11.2011 г. ширина дверного проема помещения игровой детского сада в свету составляет 0,75 м, выход из помещения проходит через коридор, ширина которого составляет 0,9 м, расширить проем до 1,2 м не представляется возможным, т.к. с одной стороны коридора находится капитальная стена, а с другой – кирпичная перегородка, однако, из данного письма не следует, что кирпичную перегородку невозможно передвинуть, что она является несущей стеной, в связи с чем не следует, что устранение данного нарушения требований пожарной безопасности неустранимо в силу конструктивных особенностей.

Доводы Теплоуховой А.И. о том, что на момент проверки во всех помещениях школы, интерната были установлены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, в помещении, где ранее пребывали учителя, расположена моечная, опровергаются показаниями свидетеля МСС*, из которых следует, что при проверке не были установлены указанные таблички в помещениях санузлов, в помещении учителя моечная не располагалась.

Исходя из изложенного, в судебном заседании нашло подтверждение совершение Теплоуховой А.И. остальных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в п.п. 1, 2 в части, что не обеспечила проведение внепланового, целевого, повторного инструктажа в соответствии с требованиями НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», специальные программы не согласованы с органами государственного пожарного надзора, не обеспечила наличие во всех помещениях школы, интерната табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, и в п.п. 2-5, 7-11, 13-23 постановления главного государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору ТЭА* от 22.09.2011 г. № 150. Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. В настоящее время часть из них устранена, что подтверждается представленными доказательствами (фотографиями, актами выполненных работ, договорами на выполнение определенных работ), на устранение части из них предприняты меры (заключены договоры на выполнение определенных работ) однако, данные обстоятельства не освобождают Теплоухову А.И. от административной ответственности, поскольку на момент проведения проверки должностным лицом они имели место быть. Нарушения требований пожарной безопасности признаются общественно опасными уже самим фактом их наличия, они считаются оконченными с момента начала совершения противоправного деяния. Любые нарушения требований, установленных для обеспечения пожарной безопасности, создают угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем допущенные Теплоуховой А.Т. нарушения требований пожарной безопасности не могут быть признаны малозначительными, тем более они допущены в помещениях, где в настоящее время обучаются учащиеся, проводят время дети дошкольного возраста и дети, пребывающие в интернате, т.е. в местах массового пребывания людей.

Факт административного правонарушения подтверждается материалами дела: распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой/выездной проверки юридического лица от 15.08.2011 г. № 37, актом проверки от 12.09.2011 г. № 37, протоколами об административных правонарушениях от 14.09.2011 г. № 83, 84, приказом от 19.08.2009 г. № 13-к о назначении директором, показаниями свидетеля МСС*

Наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей назначено Теплоуховой А.И. с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в минимальном размере в пределах санкции ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 г. № 120-ФЗ), с учетом характера административного правонарушения, личности правонарушителя и обстоятельств дела. При назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств были учтены устранение к началу учебного года большинства ранее выявленных нарушений, отсутствие финансовых средств на устранение остальных выявленных нарушений.

Доводы Теплоуховой А.И. об устранении нарушений по устному замечанию должностного лица при проверке в 2010 г., отсутствии предписания органа пожарного надзора, следствием чего явилось не выделение школе денежных средств Администрацией Кочевского муниципального района на меры противопожарной безопасности, необоснованны, т.к. устранение ранее выявленных нарушений не свидетельствует об их отсутствии при внеплановой проверке в сентябре 2011 г., которая была проведена с целью проверки исполнения предписания от 05.03.2011 г.

Таким образом, судом не установлено оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления.

Учитывая изложенное, суд считает, что постановление главного государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору ТЭА* от 22.09.2011 г. № 150 подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление главного государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору ТЭА* от 22.09.2011 г. № 150 о признании директора Муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» Теплоуховой А.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

    

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Федеральный судья Л.В. Гуляева