об устранении нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности



Дело № 2-1737/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2010 года г.Кстово.

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кондратьева И.Ю., при секретаре Артемовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора к Департаменту Культуры Администрации Кстовского муниципального района о запрете деятельности и обязании устранения нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности

с участием старшего помощника Кстовского городского прокурора Колпаковой С.Э., представителя ответчика Солдатовой Е.Б., представителя третьего лица Дома Культуры с.Селекционная Станция - Бобуриной А., представителя ОГПН по г.Кстово и Кстовскому району Кашириной М.Ю.,

У С Т А Н О В И Л :

Кстовский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту Культуры Администрации Кстовского муниципального района запрете деятельности Дома Культуры с. Селекционная Станция, Кстовского района и обязании устранения нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности. Свои требования истец мотивирует тем, что 28.04.2010 года ОГПН г.Кстово и Кстовского района проведена проверка развлекательных учреждений и объектов задействованных в проведении праздничных мероприятий, посвященных «Дню Победы» по соблюдению требований законодательства РФ о пожарной безопасности. В результате указанной проверки в Доме культуры с.Селекционная станция Кстовского района выявлены нарушения:

1.Помещение дома культуры не защищены автоматической пожарной сигнализацией.

2.Здание дома культуры не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

3.На путях эвакуации, по которым производится эвакуация людей, не смонтировано аварийное (эвакуационное) освещение.

4.Для защиты групповых линий, питающих штепсельные розетки для переносных электрических приборов не предусмотрены устройства защитного отключения с номинальным током срабатывания не более 30 мА.

5.Не проведены испытания по контролю качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения.

6.Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций сценической коробки и драпировки в зрительном зале

7. Портальный проем в зрительном зале не защищен дренчерной установкой (водяной завесой) или противопожарным занавесом.

8.Проемы в стенах и лестничных клетках сценической части не защищены противопожарными самозакрывающимися дверями.

9. Наружные металлические лестницы выполнены не в соответствии с требованиями нормативных документов.

10. Не проведены эксплуатационные испытания наружных эвакуационных лестниц

11.Каркасы подвесных потолков выполнены из горючих материалов.

12.Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничное оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.

13.В помещении электрощитовой дверь выполнена не сертифицированной, не противопожарной.

14.Для помещения электрощитовой не определен класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) и не обозначен на дверях данного помещения.

15.Не обеспечена защита силового подводящего электрокабеля, проложенного снаружи здания на уровне второго этажа, от попадания воды, стекающей с крыши дома культуры, в результате чего создается угроза возникновения аварийного режима работы электрооборудования

16.Соединение жил наружного подводящего силового электрокабеля выполнено при помощи скруток.

17.Подвальное помещение не защищено автоматической пожарной сигнализацией и не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

18.Подвальное помещение захламлено различными предметами и материалами, электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков, распределительные коробки без крышек. Помещение не оборудовано первичными средствами пожаротушения.

19.Не установлены указатели (объемные со светильником или с использованием светоотражающего покрытия) по направлению движения к пожарному гидранту.

20.Не все слуховые окна в чердачном помещении остеклены и закрыты.

Указанные нарушения ставит под грозу жизнь и здоровья неопределенного круга лиц, что является нарушением их конституционных прав и является недопустимым. Просит суд запретить деятельность Дома Культуры с. Селекционная Станция, Кстовского района, Нижегородской области, до полного устранения нарушений требований противопожарной безопасности.

В судебном заседании помощник Кстовского городского прокурора Колпакова С.Э. отказалась от исковых требования в части запрета деятельности Дома Культуры с.Селекционная Станция.

В данной части судом вынесено определение о прекращении производства по делу.

В остальной части Колпакова С.Э. иск об устранении нарушений противопожарной безопасности поддержала и пояснила, что Кстовской городской прокуратурой совместно со специалистами ОГПН по г.Кстово и Кстовскому району проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности Дома Культуры с.Селекционная Станция. В результате данной проверки были выявлены вышеперечисленные нарушения. Просит суд обязать ответчика устранить вышеперечисленные нарушения противопожарной безопасности.

Ответчик, представитель Департамента Культуры Администрации Кстовского муниципального района Солдатова Е.Б. иск признала и пояснила, что в настоящее время Домом Культуры с.Селекционная Станция устранено большинство нарушений требований пожарной безопасности. На устранение оставшихся нарушений необходимо дополнительное время и вложения денежных средств. Просит суд в удовлетворении требований о запрете деятельности Дома Культуры отказать, поскольку в летнее время в Доме культуры работают кружки, которые посещает большинство детей поселка.

Третье лицо, директор Дома Культуры с.Селекционная Станция, Кстовского района Бобурина А. с иском Кстовского городского прокурора согласилась. В настоящее время Домом Культуры устранены следующие нарушения: со второго этажа здания выполнен второй эвакуационный выход; демонтирована кирпичная кладка в дверном проеме, ведущем со второго этажа здания на наружную эвакуационную лестницу; ликвидирован участок Ж., находившийся в подвальном помещении дома культуры; подвальное помещение очищено от захламляемых его различных предметов и материалов; Электросветильники в подвальном помещении оборудованы защищенными колпаками, распределительные коробки закрыты крышками. Помещение оборудовано первичными средствами пожаротушения; во всех помещениях дома культуры запрещено курение; по направлению движения к пожарному гидранту установлены указатели; все слуховые окна в чердачном помещении остеклены и закрыты. Устранение остальных противопожарных нарушений требуют значительного времени и дополнительных денежных средств.

Третьим лицом, представителем ОГПН по г.Кстово и Кстовскому району Каширина М.Ю., исковые требования прокурора поддержала и пояснила суду, что часть нарушений Домом Культуры уже устранены, что подтверждается представленным сообщением.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.1, 12 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита гражданских прав осуществляется путем:.. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ определяются и регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности…

В соответствии со ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст.37 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года

руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства,

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст.20 Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Судом установлено следующее:

28.04.2010 года ОГПН г.Кстово и Кстовского района была проведена проверка развлекательных учреждений и объектов задействованных в проведении праздничных мероприятий, посвященных «Дню Победы» по соблюдению требований законодательства РФ о пожарной безопасности.

В результате данной проверки в Доме культуры с.Селекционная Станция Кстовского района выявлены следующие нарушения: Помещение дома культуры не защищены автоматической пожарной сигнализацией.; Здание дома культуры не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; На путях эвакуации, по которым производится эвакуация людей, не смонтировано аварийное (эвакуационное) освещение; Для защиты групповых линий, питающих штепсельные розетки для переносных электрических приборов не предусмотрены устройства защитного отключения с номинальным током срабатывания не более 30 мА; Не проведены испытания по контролю качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций сценической коробки и драпировки в зрительном зале; Портальный проем в зрительном зале не защищен дренчерной установкой (водяной завесой) или противопожарным занавесом; Проемы в стенах и лестничных клетках сценической части не защищены противопожарными самозакрывающимися дверями; Наружные металлические лестницы выполнены не в соответствии с требованиями нормативных документов; Не проведены эксплуатационные испытания наружных эвакуационных лестниц; Каркасы подвесных потолков выполнены из горючих материалов; Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничное оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; В помещении электрощитовой дверь выполнена не сертифицированной, не противопожарной; Для помещения электрощитовой не определен класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) и не обозначен на дверях данного помещения. Не обеспечена защита силового подводящего электрокабеля, проложенного снаружи здания на уровне второго этажа, от попадания воды, стекающей с крыши дома культуры, в результате чего создается угроза возникновения аварийного режима работы электрооборудования ; Соединение жил наружного подводящего силового электрокабеля выполнено при помощи скруток; Подвальное помещение не защищено автоматической пожарной сигнализацией и не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; Подвальное помещение захламлено различными предметами и материалами, электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков, распределительные коробки без крышек. Помещение не оборудовано первичными средствами пожаротушения; Не установлены указатели (объемные со светильником или с использованием светоотражающего покрытия) по направлению движения к пожарному гидранту; Не все слуховые окна в чердачном помещении остеклены и закрыты.\ 7-16\.

На момент судебного разбирательства ответчиком добровольно устранено большинство нарушений требований пожарной безопасности, а именно: со второго этажа здания выполнен второй эвакуационный выход; демонтирована кирпичная кладка в дверном проеме, ведущем со второго этажа здания на наружную эвакуационную лестницу; ликвидирован участок Ж., находившийся в подвальном помещении дома культуры; подвальное помещение очищено от захламляемых его различных предметов и материалов; Электросветильники в подвальном помещении оборудованы защищенными колпаками, распределительные коробки закрыты крышками. Помещение оборудовано первичными средствами пожаротушения; во всех помещениях дома культуры запрещено курение; по направлению движения к пожарному гидранту установлены указатели; все слуховые окна в чердачном помещении остеклены и закрыты л.д.26\.

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что ряд нарушений требований пожарной безопасности были устранены в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Кстовского городского прокурора являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Кстовского городского прокурора к Департаменту Культуры Администрации Кстовского муниципального района удовлетворить частично.

Обязать Департамент Культуры Администрации Кстовского муниципального района устранить в Доме Культуры с.Селекционная Станция, Кстовского района следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1.Помещение дома культуры защитить автоматической пожарной сигнализацией.

2.Здание дома культуры оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

3.На путях эвакуации, по которым производится эвакуация людей, смонтировать аварийное (эвакуационное) освещение.

4.Для защиты групповых линий, питающих штепсельные розетки, для переносных электрических приборов, сделать устройство защитного отключения с номинальным током срабатывания не более 30 мА.

5. Провести испытания по контролю качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения.

6. Провести огнезащитную обработку деревянных конструкций сценической коробки и драпировки в зрительном зале

7. Портальный проем в зрительном зале защитить дренчерной установкой (водяной завесой) или противопожарным занавесом.

8.Проемы в стенах и лестничных клетках сценической части не защитить противопожарными самозакрывающимися дверями.

9. Наружные металлические лестницы выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов.

10. Провести эксплуатационные испытания наружных эвакуационных лестниц

11. Устранить использование каркасов подвесных потолков из горючих материалов.

12.Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничные клетки оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.

13.В помещении электрощитовой дверь выполнить согласно ППБ 01-03, п.3, п.57; СниП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» п.1.82.

14.Для помещения электрощитовой определить класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) и обозначить на дверях данного помещения.

15.Обеспечить защиту силового подводящего электрокабеля, проложенного снаружи здания на уровне второго этажа, от попадания воды, стекающей с крыши дома культуры.

16.Выполнить соединение жил наружного подводящего силового электрокабеля в соответствии с ППБ 01-03, п.3, п.57; НПБ 13-01-94 п.4.1 ; ПУЭ «правила устройства электроустановок».

17.Подвальное помещение защитить автоматической пожарной сигнализацией и оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путём подачи кассационной жалобы через Кстовский городской суд.

Председательствующий судья