РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2010 года город Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи - Кондратьева И.Ю.,
с участием истицы Хрящиковой О.Е., представителя ГУ УПФР по Кстовскому району - Хвостовой Т.В., представителя департамента Образования - Кузнецовой С.Н., при секретаре - Артемовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрящиковой О.Е. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области о признании права на льготную пенсию, признании незаконным отказа в ее назначении, об обязании назначить пенсию и выплатить образовавшуюся задолженность,
УСТАНОВИЛ:
Истица Хрящикова О.Е. обратилась в Кстовский городской суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что стаж ее педагогической деятельности превышает 25 лет и на основании федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. 10 сентября 2009 года она обратилась в ГУ УПФ РФ по Кстовскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, но пенсионный фонд отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа. При этом ответчик признал не подлежащими зачету в спецстаж периоды работы Хрящиковой О.Е. с 15.08.1984-08.09.1985 года в должности *, 09.09.1985-15.12.1987 года в должности *, 01.01.1988-05.01.1990 года, 01.10.1990-30.09.1996, 01.10.1996-23.02.1999 года в должности *, 06.01.1990 года -30.09.1990 года отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет. Считая отказ незаконным, истица просит суд включить в спецстаж спорные периоды работы и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с 10.09.2009 года, обязать ГУ УПФ по Кстовскому району назначить ей пенсию с этой даты и выплатить образовавшуюся задолженность.
В судебном заседании истица Хрящикова О.Е. поддержала свои исковые требования в полном объеме и просит назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 сентября 2009 года, в связи с осуществлением педагогической деятельности и пояснила, что спорные периоды работала в должности воспитателя и логопеда, выполняла возложенные на нее обязанности, ее деятельность контролировалась органами образования. Считает, что пенсионные фонд незаконно не зачел указанный период ее работы в педстаж.
Ответчик ГУ УПФ РФ по Кстовскому району, действующий по доверенности, исковые требования Хрящиковой О.Е. не признал, и пояснил, что истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности 10 сентября 2009 года. Решением комиссии ответчика истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, т.к. документально истцом подтверждён специальный стаж 10 лет 06 месяцев 17 дней. Спорные периоды не включены в педстаж, поскольку наименование учреждение в которых работала, не предусмотрено Списками, а также отсутствуют сведения в части особых условий труда. Кроме того, период нахождения истицы в декретном отпуске не включен в педстаж на основании Постановления Правительства от 11.07.2002 года № 516.
Представитель Департамента Образования при Администрации Кстовского муниципального района, действующий по доверенности, исковые требования Хрящиковой О.Е. поддержал, показала, что истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. На дату обращения в пенсионный фонд 10 сентября 2009 года истицей 25 летний стаж выработан.
Выслушав истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Хрящиковой О.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Принимая решение об отказе Хрящиковой О.Е. в назначении пенсии, ГУ УПФ РФ по Кстовскому району признало спецстаж истицы общей продолжительностью 10 лет 06 месяцев 17 дней и не зачло в ее педагогический стаж период трудовой деятельности 15.08.1984-08.09.1985 года в должности *, 09.09.1985-15.12.1987 года в должности *, 01.01.1988-05.01.1990 года, 01.10.1990-30.09.1996, 01.10.1996-23.02.1999 года в должности *. Исключая указанные периоды работы Хрящиковой О.Е. из стажа, дающего право на льготную пенсию, комиссия ответчика сослалась на несоответствие наименования учреждения истицы требованиям законодательства и отсутствуют сведения в части особых условий труда. Данный вывод пенсионного фонда суд не может признать состоятельным.
Согласно записи в трудовой книжке Хрящикова О.Е. работала в период с 15.08.1984 в должности * л.д.9\. 09.09.1985 года истица переведена на должность * л.д.9\. 01.10.1996 года переведена на должность * \л.д10\. Аналогичные сведения содержаться в архивных справках Департамента образования Администрации Кстовского муниципального района л.д.7,9 пенсионного дела/.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Кроме того, в постановлении Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет» предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности. Поскольку федеральным законодательством не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истице в зачете указанного периода в специальный стаж является незаконным. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения, в котором они работают.
Совокупность приведенных доказательств позволяет суду признать указанные периоды подлежащими включению в спецстаж, так как неправильное оформление администрацией детского учреждения документов, в том числе и не приведение в соответствие с требованиями законодательства наименования должностей, не является основанием для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.
Кроме того, ответчиком не включен в педстаж истицы отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с 06.01.1990 по 30.09.1990 года. При этом ответчик ссылается на п.5 правил Постановления Правительства от 11.07.2002 года № 516. С данным выводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
Судом установлено, что (Дата обезличена) года у истицы родился сын Х. л.д.16/.
Действующим федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено вообще. Не предусматривается такая возможность и Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 256 которого отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Между тем, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях действовала статья 167 КЗоТ РСФРС, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 09.12.1971года, в редакции действующей на период нахождения истицы в оспариваемом отпуске, кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Этот отпуск может быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, в оспариваемый период республиканским законодательством в сфере трудовых и пенсионных правоотношений возможность включения в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком предусматривалась, но была ограничена продолжительностью соответствующего отпуска.
При этом, согласно п.2 Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Хрящиковой О.Е. в отпуске по уходу за ребенком с года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» предусмотрено, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования сохраняют их в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований к исключению оспариваемого периода работы истицы Хрящиковой О.Е. с 06.01.1990-30.09.1990 года из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию.
Учитывая то, что продолжительность специального педагогического стажа истицы Хрящиковой О.Е. на дату обращения в пенсионный фонд составляет 25 лет 00 месяцев 11 дней (10 лет 06 месяцев 17 дней +01 год 00 месяца 20 дня+02 года 03 месяца 07 дней+02 года 00 месяцев 05 дней + 06 лет 00 месяцев 00 дней+02 года 04 месяца 23 дня+08 месяцев 23 дня ), суд считает возможным назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 сентября 2009 года, обязав ГУ УПФ по Кстовскому району выплатить образовавшуюся задолженность по пенсии.
Кроме того, взысканию с ответчика в пользу Хрящиковой О.Е. подлежит сумма уплаченной ею государственной пошлины в размере 200 рублей, так как в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хрящиковой О.Е. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области о признании права на льготную пенсию, признании незаконным отказа в ее назначении, об обязании назначить пенсию и выплатить образовавшуюся задолженность удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по Кстовскому району Хрящиковой О.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Признать за Хрящиковой О.Е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 10 сентября 2009 года.
Обязать ГУ УПФ РФ по Кстовскому району с 10 сентября 2009 года назначить Хрящиковой Ольге Евгеньевне досрочную трудовую пенсию, включив в специальный педагогический стаж период с с 15.08.1984-08.09.1985 года в должности *, 09.09.1985-15.12.1987 года в должности *, 01.01.1988-05.01.1990 года, 01.10.1990-30.09.1996, 01.10.1996-23.02.1999 года в должности *, 06.01.1990 года -30.09.1990 и произвести выплаты пенсии.
Взыскать с ГУ УПФ РФ по Кстовскому району в пользу Хрящиковой О.Е. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кстовский городской суд.
Председательствующий судья \подпись\
ь