Дело номер 2-1103\09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2010 года. Город Кстово, Нижегородской области
Кстовский городской суд Нижегородской области
В составе : председательствующего судьи Савиновой Н Ю
С участием представителя заявителя по доверенности Шабалиной В.И.
Представителя администрации Кстовского муниципального района по доверенности Абрамовой С.Е., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского района Ибряева С. В,
При секретаре Крайновой Л Н,,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г Кстово
Гражданское дело по заявлению Пирожкова А.В. на незаконный отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом (адрес обезличен) в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании администрацию принять решение о предоставлении за плату земельного участка и обязании КУМИ Кстовского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского района (дата обезличена) номер (номер обезличен) было отказано Пирожкову А.В. в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 233857 квадратных метров с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен).
Гражданин Пирожков А. В обратился в суд с требованием о признании незаконным отказ КУМИ Кстовского района от (дата обезличена) номер (номер обезличен) в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью 233857 квадратных метров с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен).
Просит восстановить в судебном порядке нарушенное право и обязать администрацию Кстовского муниципального района принять решение о предоставлении ему в собственность за плату по цене 8400000 рублей земельного участка площадью 233857 кв метров с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование : для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: (адрес обезличен).
Просит суд обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района заключить с ним договор купли-продажи данного земельного участка.
Обосновывает свои требования тем, что (дата обезличена) в газете «Маяк» за (номер обезличен) было опубликовано сообщение Администрации Кстовского муниципального района о предстоящем выделении в собственность за плату земельного участка площадью 233 857 кв. м, расположенного по адресу (адрес обезличен) для сельскохозяйственного использования (далее Участок).
На его письменное обращение (дата обезличена) в Администрацию Кстовского муниципального района о продаже ему данного земельного участка ему был выслан письменный отказ КУМИ Кстовского муниципального района, в котором указывалось о намерении выставить данный Участок на аукцион в соответствии с положениями ст. 34, 38 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».
Полагает, что данный отказ противоречит требованиям закона и нарушает его конституционные права на приобретение в собственность земельного участка.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, Пирожков А. В уточнил свои требования, прося признать:
- незаконным отказ КУМИ Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 233857 кв. м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен),
- Обязать Администрацию Кстовского муниципального района принять решение о предоставлении Пирожкову А.В. земельного участка площадью 233857 кв. м, с кадастровым номером
(номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), для сельскохозяйственного использования;
- Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района заключить с Пирожковым А.В. договор купли-продажи земельного участка площадью 233857 кв. м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), для
сельскохозяйственного использования по цене 8400000 руб.
В уточненном заявлении ссылается на Отчет (номер обезличен) от (дата обезличена) об оценке земельного участка, стоимость земельного участка площадью 233 857 кв. м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), для сельскохозяйственного использования, составляет 8 400 000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Шабалина В. И поддержала заявление Пирожкова А. В и просит удовлетворить его в полном объеме.
Представитель администрации Кстовского муниципального района считает требования заявителя не обоснованными, поскольку продажа земельного участка должна происходить с торгов.
Представитель КУМИ Кстовского района считает требования заявителя не обоснованным. Ссылается на то, что полномочия по распоряжению земельным участком принадлежат МО «Кстовский муниципальный район». Администрация Кстовского муниципального района вправе самостоятельно определять судьбу данного участка в соответствии с законом. В соответствии со статьей 38 ЗК РФ данный земельный участок подлежит продаже с аукциона. Суду пояснил, что в настоящее время нормативного акта о порядке продажи земельных участков с торгов органами местной власти не принят.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление Пирожкова А. В законным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 36 Конституции Российской Федерации гарантирует права гражданам иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Аналогичные положения Конституции РФ предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 209, пунктом 1 статьи 260 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц \пункт 3 данной статьи \.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с частью 2 статьей 11 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления.
Статья 28 Земельного кодекса РФ определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц за плату.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд \пункт 4 статьи 28 ГК РФ\.
В силу ч.2 ст.15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Судом установлено. (дата обезличена) в Кстовской районной газете «Маяк «за номером (номер обезличен) было опубликовано сообщение администрации Кстовского муниципального района о предстоящем выделении в собственность за плату земельного участка площадью 233857 кв метров, расположенного по адресу: (адрес обезличен) для сельскохозяйственного использования \л.д.9\.
В администрацию Кстовского муниципального района (дата обезличена) поступило заявление Пирожкова А. В, датированное (дата обезличена)» о предоставлении ему в собственность за плату данного земельного участка. \л.д.12\.
Повторно Пирожков А. В обратился в администрацию Кстовского района (дата обезличена).
Письмом от (дата обезличена) номер (номер обезличен) КУМИ Кстовского района заявителю было отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со статьями 34, 38 Земельного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ номер 808 от 11 ноября 2002 года будет выставлен на аукцион. Информация об аукционе по данному земельному участку будет дополнительно опубликована в газете «Маяк».
В силу статьи 11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейский суд.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства предусмотрены статьей 255 ГПК РФ.
Указанная статья относит к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В суде с достоверностью установлено, что земельный участок площадью 233857 кв метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенный в (адрес обезличен), был сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, кадастровый номер (номер обезличен). Заказчик - администрация Кстовского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статья 37 Земельного кодекса РФ указанный земельный участок может быть объектом сделок, поскольку в силу указанной нормы закона объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Отказывая в продаже земельного участка Пирожкову А. В, КУМИ Кстовского муниципального района ссылается на статью 38 ЗК РФ, согласно которой данный земельный участок подлежит продаже на торгах.
Предметом торгов (конкурсов, аукционов), может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка и в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса \пункты 1 и 2 статьи 38 Земельного Кодекса РФ\.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Спорный земельный участок сформирован в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ не был, следовательно, в силу пункта 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) быть не может.
Спорный земельный участок имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, то есть для целей, не связанных со строительством.
Данное обстоятельство подтверждается паспортом земельного участка от 22.07.2010 г. (номер обезличен), сообщением от 02 марта 2010 года в Кстовской районной газете «Маяк «за номером (номер обезличен), в которых указывается о целевом использовании земельного участка в (адрес обезличен) - для сельскохозяйственного использования.
Ссылка КУМИ Кстовского района на постановление Правительства РФ № 808 от 11 ноября 2002 года является не состоятельной.
Как указано в абзаце 1 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемые Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды.
Следовательно, указанные нормативные акты в данном случае не регулируют возникшие правоотношения между Пирожковым А. В и заинтересованными лицами.
Предоставление земельного участка в собственность должно осуществляться в соответствии с нормами статьи 34 Земельного Кодекса РФ для целей, не связанных со строительством:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает
заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» Администрация является надлежащим органом, уполномоченным распоряжаться указанным Участком.
Данных о том, что земельный участок изъят из оборота, на него установлен федеральным законом запрет на приватизацию, он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, суду ответчиками представлено не было.
Отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность граждан в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается.
Представители администрации Кстовского муниципального района и КУМИ Кстовского района суду подтвердили, что Акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений до настоящего времени не принято.
В администрацию Кстовского района поступили 16 июля и 20 июля 2010 года заявления от граждан Ч. и С. об отказе от их письменных ходатайство по поводу продажи им спорного земельного участка.
Таким образом, имеется только заявка Пирожкова А. В о продаже ему земельного участка.
Намерения КУМИ Кстовского района выставить участок на торги противоречат вышеуказанным нормам земельного законодательства, поэтому суд признать отказ КУМИ Кстовского района о предоставлении Пирожкову А. В в собственность земельного участка площадью 233857 кв м в (адрес обезличен) не законным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим гарантированное конституцией РФ право гражданина иметь в собственности землю
Суд удовлетворяет требования Пирожкова А. В об обязании администрацию Кстовского муниципального района принять решение о предоставлении ему земельного участка площадью 233857 кв метров с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), для сельскохозяйственного использования, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 28, пунктом 5, 6 статьи 34 ЗК РФ обязанность принятия решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность за плату лежит на администрации Кстовского муниципального района.
Суд удовлетворяет требование об обязании КУМИ Кстовского муниципального района заключить с заявителем договор купли-продажи данного земельного участка, поскольку до настоящего времени такие действия не выполнены, чем нарушены права гражданина, гарантированные статьей 36 Конституции РФ.
По Отчету (номер обезличен) об оценке земельного участка, произведенному Оценщиком ИП Д. \Свидетельство (номер обезличен) на занятие оценочно деятельности \ рыночная стоимость земельного участка составляет 8400000рублей, поэтому продажная цена земельного участка в договоре купли-продажи земельного участка должна быть указана 8400000 рублей, поскольку в соответствии со статьей 555 пункта 1 ГК РФ цена недвижимости в договоре купли-продажи является существенным условием договора.
Суд, оценив все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, признает обоснованность заявления Пирожкова А.В. и удовлетворяет его требования в полном объеме :
- признает незаконным отказ КУМИ Кстовского муниципального района от (дата обезличена) в предоставлении в собственность за плату Пирожкову А. В земельного участка площадью 233857 кв метров с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен);
- обязывает администрацию Кстовского муниципального района принять решение о предоставлении Пирожкову А. В в собственность за плату по цене 8400000рублей рублей земельного участка
- и обязывает КУМИ Кстовского муниципального района заключить с Пирожковым А. В договор купли-продажи данного земельного участка по цене 8400000 рублей.
Статья 211 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает основания к немедленному исполнению решения суда. Возникший спор между Пирожковым А. В и администрацией Кстовского муниципального района, КУМИ Кстовского района не подпадает под действие указанной статьи, а поэтому не подлежит к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) в предоставлении Пирожкову А.В. в собственность земельного участка площадью 233 857 кв. м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), признать незаконным.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района принять решение о предоставлении Пирожкову А.В. в собственность за плату по цене 8400000рублей земельного
участка площадью 233857 кв. м, с кадастровым номером (номер обезличен) категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования,
расположенного по адресу: (адрес обезличен).
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района заключить с Пирожковым А.В. договор купли-продажи земельного участка площадью
233857 квадратных метров, с кадастровым номером
(номер обезличен), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: (адрес обезличен), - по цене 8400000 рублей \Восемь миллионов четыреста тысяч рублей\.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий суд