о запрете проектирования



Дело № 2-2896/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2010 года г.Кстово.

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Блинова А.В., при секретаре Рощиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова В.Н., Расяевой Н.Г., Исаенко А.И., Быстрякова А.А., Козлова Б.К., Колдуновой В.С., Ронжиной Т.Л., Пудовой А.В., Щенниковой А.В. к Администрации Кстовского муниципального района, Администрации города Кстово, Обществу с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектная мастерская «Арт-проект» г.Нижний Новгород, Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород о запрете проектирования,

с участием истцов Щербакова В.Н., Козлова Б.К., Пудовой А.В., представителя истцов Селезнёва Р.Ю., представителя ответчиков ООО АПМ «Арт-Проект» г.Нижний Новгород, ООО «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород Погодина С.А., представителя Администрации Кстовского муниципального района Щербаковой Е.А., представителя Администрации города Кстово Рощина Д.С.,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы Щербаков В.Н., Расяева Н.Г., Исаенко А.И., Быстряков А.А., Козлов Б.К., Колдунова В.С., Ронжина Т.Л., Пудова А.В., Щенникова А.В. обратились в суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района, Администрации города Кстово, Обществу с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектная мастерская «Арт-проект» г.Нижний Новгород, Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород о запрете проектирования.

В судебном заседании представитель истцов Селезнёв Р.Ю. иск поддержал и пояснил, что распоряжением Администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) за (номер обезличен) было назначено проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды:

земельного участка площадью 1 600 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель - земли населённых пунктов, с назначением под строительство 10-12 этажного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен),

земельного участка площадью 1 600 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель - земли населённых пунктов, с назначением под строительство 10-12 этажного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен),

земельного участка площадью 1 600 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель - земли населённых пунктов, с назначением под строительство 10-12 этажного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен) (л.д.176).

По итогам аукциона право на заключение договоров аренды земельных участков под строительство 10-12 этажных жилых домов было предоставлено Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТ» г.Нижний Новгород (л.д.173-175).

(дата обезличена) Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района заключил с ООО «ЛОТ» г.Нижний Новгород договоры аренды земельных участков.

Т.о. на земельных участках ООО «ЛОТ» г.Нижний Новгород планирует осуществить строительство трёх 10 - 12 этажных жилых домов.

В настоящее время ООО «АРТ-проект» г.Нижний Новгород осуществляет архитектурно-строительное проектирование строительства на земельных участках 10-этажных, 100-квартирных домов.

Истцы уверены, что площадь земельных участков не позволяет осуществить постройку на них 10-этажных, 100-квартирных домов, т.к. будут нарушены установленные санитарно-эпидемиологические нормы. По мнению истцов земельные участки были предоставлены ответчику ООО «ЛОТ» г.Нижний Новгород под строительство домов с нарушениями закона, т.к. санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении земельных участков отсутствует.

ООО «АРТ-проект» г.Нижний Новгород, осуществляя архитектурно-строительное проектирование строительства на земельных участках 10-этажных, 100-квартирных домов, обязан был приостановить либо прекратить проведение указанных работ, а ООО «ЛОТ» г.Нижний Новгород прекратить их финансирование, как предписано п.4 ст.12 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

Истцы просят суд обязать ООО АПМ «АРТ-проект» г.Нижний Новгород приостановить работы по проектированию 10-этажных, 100-квартирных домов на земельных участках с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен), расположенных по адресу: (адрес обезличен) до устранения нарушения требований п.2.4 СанПиН 2.1.2.1002-00, обязать ООО «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород не осуществлять финансирование работ по проектированию строительства 10-этажных, 100-квартирных домов на указанных земельных участках до устранения нарушения требований п.2.4 СанПиН 2.1.2.1002-00, признать незаконным согласование архитектурных решений, принятых в эскизных проектах трёх 10-этажных, 100-квартирных домов, расположенных по адресу: (адрес обезличен), выраженное в письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кстово и Кстовского района.

Ответчик, представитель ООО АПМ «АРТ-проект» г.Нижний Новгород и ООО «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород Погодин С.А. иск не признал и пояснил, что в настоящее время работы по проектированию строительства домов действительно ведутся, причём учитываются действующие нормы и правила, в том числе и санитарно-эпидемиологические. Именно поэтому в настоящее время невозможно определить количество этажей, площадь застройки, т.к. изменения в проект могут быть внесены в любое время.

По завершению проектирования готовый проект подлежит государственной экспертизе, в состав которой входит и экологическая экспертиза, что предусмотрено ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, т.о. возможность утверждения проекта с нарушением действующих норм и правил исключена.

ООО АПМ «АРТ-проект» и ООО «ЛОТ-СТРОЙ» заключили договор на проведение проектно-изыскательских работ, истцы не являются стороной договора, поэтому не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность двух юридических лиц, тем более, что эта деятельность не представляет никакой угрозы для кого-либо, поскольку продуктом деятельности по данному договору является проект на бумажном и электронном носителе.

Ответчик, представитель Администрации Кстовского муниципального района, Щербакова Е.А. иск не признала и пояснила, что земельные участки сформированы и предоставлены в аренду ООО «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород с соблюдением порядка их предоставления и на законных основаниях.

Ответчик, представитель Администрации города Кстово Рощин Д.С. считает, что исковые требовании граждан не конкретизированы, что затрудняет возможность их рассмотрения и удовлетворения.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении иска гражданам должно быть отказано по следующим основаниям:

Сформулированные исковые требования не позволяют суду выявить и исследовать детали спора, которые действительно имеют существенное -значение.

В (дата обезличена) Администрация Кстовского муниципального района предоставила в аренду ООО «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород земельные участки с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен), для строительства многоквартирных 10 -12 этажных жилых дом, что подтверждается распоряжением Администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) за (номер обезличен) (л.д.176), протоколами об итогах аукциона (л.д.173-175), договорами аренды земельных участков от (дата обезличена) (л.д.158-172).

В соответствии с ч.ч.1 - 3 ст.12 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года за № 52-ФЗ:

1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

3. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Истцы утверждают, что Администрацией Кстовского муниципального района земельные участки были предоставлены под строительство многоквартирных жилых домов без получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Пояснения истцов также подтверждаются ответом Территориального отдела Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (л.д.8,47,83), результатом проверки Кстовский городской прокуратуры (л.д.9,48,84).

Установленные обстоятельства могут быть использованы при исследовании вопроса о законности и соблюдении порядка предоставления Администрацией Кстовского муниципального района указанных земельных участков в аренду ООО «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород под строительство многоквартирных 10-12 этажных жилых домов.

Суд неоднократно предлагал истцам уточнить и дополнить исковые требования в части оспаривания порядка предоставления земельных участков и заключённых договоров аренды, но этого сделано не было.

Истцы считают возможным защитить своё нарушенное право в рамках заявленных исковых требований, просили суд назначить и провести по делу экспертизу о возможности проектирования и строительства на земельных участках 10-12 этажных жилых домов.

Суд с позицией истцов о защите нарушенного права в рамках заявленных исковых требований не может согласиться.

Действующим законодательством предусмотрен строго определённый порядок выполнения действий по предоставлению земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома, проектирование строительства, утверждение проекта.

Как уже говорилось выше, предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, что предусмотрено ч.3 ст.12 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п.п.1 - 5 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ:

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

4. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

5. Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи. Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий.

В соответствии с п.п.1, 4, 5, 9, 10 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ:

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

5. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

9. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса,

10. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

Учитывая нормы ст.48, ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, п.3 ст.12 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд приходит к выводу, что на данной стадии работ по проектированию, производимых ответчиками, проведение какого-либо исследования (экспертизы) лишено смысла поскольку:

- нет предмета исследования,

исследование не может подменять заключение государственной экспертизы, что фактически и будет происходить в случае его назначения.

Истцы в обоснование заявленных исковых требований ссылаются на нормы п.4 ст.12 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» а именно:

«граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование».

По мнению суда, практическое применение данной нормы Закона к исследуемым правоотношениям невозможно, поскольку законодателем предполагается, что лицу, выполняющему работы по проектированию, предоставляется земельный участок, выделенный в соответствии с действующими нормами и правилами. Проектировщик всегда имеет возможность внести корректировки в проект, учитывая, что проект будет представлен на государственную экспертизу.
В настоящее время суд не вправе «запретить» ответчикам проведение работ по проектированию и финансирование данных работ.

Согласование архитектурных решений, принятых в эскизных проектах трёх десятиэтажных домов, выраженное в письме управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кстово и Кстовского района никакого влияния на разрешение спора не оказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Щербакову В.Н., Расяевой Н.Г., Исаенко А.И., Быстрякову А.А., Козлову Б.К., Колдуновой В.С., Ронжиной Т.Л., Пудовой А.В., Щенниковой А.В. в удовлетворении иска к Администрации Кстовского муниципального района, Администрации города Кстово, Обществу с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектная мастерская «Арт-проект» г.Нижний Новгород, Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТ-СТРОЙ» г.Нижний Новгород о запрете проектирования, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путём подачи кассационной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья Блинов А.В.