Дело № 2-459\11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2011 года. г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области
в составе председательствующего судьи Савиновой Н Ю.
При секретаре Крайновой Л. Н
С участием старшего помощника Кстовского городского прокурора Колпаковой С.Э.,
заинтересованных лиц представителя администрации Кстовского муниципального района Щербаковой Е. А, представителя ООО «Тепловые сети Кстовского района Хайретдиновой А. Р
рассмотрев в открытом судебном заседании г Кстово
гражданское дело по заявлению Кстовского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования « Кстовский муниципальный район»
о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района по изданию распоряжения (номер обезличен) от (дата обезличена) и его отмене,
У С Т А Н О В И Л :
Кстовский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Кстовский муниципальный район « обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации Кстовского муниципального района, выразившиеся в издании распоряжения (номер обезличен) от (дата обезличена) «О принятии имущества в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района», просит отменить данное распоряжение.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии со статьей 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли \вклады\ учредителей \участников\ уставным \складочным \ капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» номер 208-ФЗ от 26 декабря 12995 года акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделе на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества \акционером\ по отношению к обществу.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ номер 208-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
ООО «Тепловые сети Кстовского района» является коммерческой организацией с разделенным на доли \вклады\ юридических лиц: ООО «А.», МУП Юридический центр «Б.» Кстовского муниципального района, ОАО «В.».
В пункте 4 статьи 66 ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, в том числе акционерных обществ, если иное не установлено законом.
В случае принятия акций ОАО «Тепловые сети Кстовского района « от его участника МУП Юридический центр «Б.» Кстовского района в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района орган местного самоуправления сам приобретает статус участника данного общества, что в силу указанных норм закона недопустимо.
Поэтому вышеуказанное распоряжение издано с нарушение федерального законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интерес РФ, субъектов РФ.
В судебном заседании старший помощник Кстовского городского прокурора на удовлетворении заявления настаивает.
Представитель администрации Кстовского муниципального района категорически не согласна с заявлением прокурора, просит в его удовлетворении отказать, представив в суд письменный отзыв.
Представитель ОАО «Тепловые сети Кстовского района « с требованиями прокурора не согласна, просит в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела суд находит заявление прокурора не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. \статья 254 ГПК РФ\.
В соответствии с ч.1,4 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
По делу установлено. В состав акционеров ОАО «Тепловые сети Кстовского района» входит, в частности юридическое лицо, МУП «Юридический центр «Б.»Кстовского муниципального района - 25.1 процент акций \251 акция/, что подтверждается руководителем ОАО.
Распоряжением администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) принято решение о ликвидации МУП «Юридический центр «Б.». В пунктах 2 и 3 распоряжения указано о назначении ликвидационной комиссии по осуществлению процедуры ликвидации и срок - до (дата обезличена).
(дата обезличена) распоряжением администрации Кстовского муниципального района (номер обезличен) «О принятии имущества в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района» в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района принято имущество - 251 обыкновенная именная акция ОАО «Тепловые сети Кстовского района».
В пункте 2 распоряжения указано КУМИ Кстовского муниципального района включить в состав муниципального имущественной казны Кстовского муниципального района указанное имущество.
Таким образом, в силу статьи 89 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем МУП ЮЦ»Б.» являлось муниципальное образование Кстовский муниципальный район, что соответствует статье 2 Устава Кстовского муниципального района, утвержденным решением земского собрания Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена) Свидетельством о государственной регистрации Устава МО от (дата обезличена), свидетельством о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований от (дата обезличена).
МО «Кстовский муниципальный район» является учредителем МУП ЮЦ «Б.», что не противоречит Уставу и статье 8 ФЗ» О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Понятие муниципального унитарного предприятия дано в статье 113 Гражданского кодекса РФ и статье 2 ФЗ от 14 ноября 2002 года номер 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» -это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Решением Земского собрания Кстовского района от (дата обезличена) (номер обезличен) «О муниципальной имущественной казне Кстовского района» в пункте 3.2.4 указывается об источниках образования муниципального имущества казны - имущество изъятое из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий.
Согласно пункта 4 распоряжения имущество, составляющее муниципальную имущественную казну, принадлежит на праве собственности непосредственно муниципальному образованию « Кстовский муниципальный район» и находится на балансе КУМИ Кстовского района.
Поэтому распоряжение главы администрации Кстовского района (номер обезличен) от (дата обезличена) «О принятии имущества в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района» соответствует требованиям указанных выше норм закона, интересам муниципального образования.
МО «Кстовский муниципальный район» не является органом местного самоуправления и на него не распространяются нормы статьи 66 ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах», на которые делает ссылки прокурор.
Участником ОАО в данном случае является МО «Кстовский муниципальный район», а не администрация Кстовского муниципального района.
Обращаясь в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Кстовский муниципальный район» прокурор не указывает, каким образа изданное распоряжение нарушает права Российской Федерации и МО «Кстовский муниципальный район». Отмена обжалуемого распоряжения ведет к нарушению прав собственника имущества - МО «Кстовский муниципальный район»\статья 209 ГК РФ\, а не защиту его нарушенного права.
Как указывает статья 13 ГК РФ, ненормативный акт может быть признать незаконным лишь только при нарушении прав и законных интересов заявителя и противоречащий закону и иным правовым актам.
Таких доказательств прокурором Кстовского района суду не представлено.
Суд, оценив все исследованные в суде доказательства в их совокупности, находит заявление прокурора Кстовского района не обоснованным и в его удовлетворении отказывает в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Кстовского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Кстовский муниципальный район» о признании действий администрации Кстовского муниципального района, выразившиеся в издании распоряжения (номер обезличен) от (дата обезличена) «О принятии имущества в муниципальную имущественную казну Кстовского муниципального района» незаконным и его отмене оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путём подачи кассационной жалобы через Кстовский городской суд.
Председательствующий - судья