Дело номер 2-92\11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года.
Кстовский городской суд Нижегородской области
В составе судьи Савиновой Н Ю
При секретаре Крайновой Л Н
С участием представителя истцов по доверенности Лобиной Г В.
Представителя ответчицы по доверенности Бушуевой Е Н.
Представителя КУМИ Кстовского муниципального района Юсовой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г Кстово
Гражданское дело по иску Сухининых А.В. и Сухининой Н.Г. к Бутченко С.Л., администрации Кстовского муниципального района, КУМИ Кстовского муниципального района о признании недействительным распоряжения администрации Кстовского муниципального района, сделки купли-продажи земельного участка, зарегистрированного права собственности на объект недвижимости, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
У С Т А Н О В И Л :
Собственники права общей долевой собственности - по 1\2 доли в праве каждый - Сухинин А. В и Сухинина Н. Г на жилой дом (адрес обезличен) и земельного участка общей площадью 1499 кв метров под номером (номер обезличен) по (адрес обезличен) предъявили иск к Бутченко С. Л, КУМИ Кстовского района
О признании недействительным \ничтожным\ договор купли-продажи номер (номер обезличен) от (дата обезличена) земельного участка площадью 508 кв метров, заключенный между КУМИ Кстовского муниципального района и Бутченко С.Л., применить последствии недействительности ничтожного договора: обязать Бутченко вернуть КУМИ Кстовского муниципального района земельный участок, а КУМИ вернуть сумму, уплаченную по договору купли-продажи; признать недействительным зарегистрированное право собственности за Бутченко С. Л на земельный участок (адрес обезличен) и регистрационную запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В последствии истцы иск дополнили требованием признания недействительным распоряжения администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) номер (номер обезличен) «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адрес \адресном ориентирам\: (адрес обезличен).»
Свои требования мотивирует тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом (адрес обезличен). Дом расположен на земельном участке (номер обезличен) площадью 1499 кв метров, поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в ЕГРП, запись регистрации номер (номер обезличен) от (дата обезличена). Данный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером (номер обезличен), схема которого была утверждена администрацией Кстовского муниципального района. Жилым домом и земельным участком они пользуются постоянно и все годы имели беспрепятственный доступ к своей собственности, подъезжая с (адрес обезличен), которая является единственным проездом к их дому.
С (дата обезличена) по настоящее время они лишены возможности беспрепятственно пользоваться жилым домом, не могут подойти и подъехать к своему дому и земельному участку. Факт отсутствия беспрепятственного доступа к жилому дому и земельному участку подтвержден в ходе внеплановой выездной проверки ОГПН по г Кстово и Кстовскому району.
Сформированный земельный участок с целевым использованием для огородничества противоречит действующему законодательству. Указывают о не соответствии целевого назначения земельного участка, указанного в распоряжении номер (номер обезличен) от (дата обезличена) нормам пункта 8 статьи 1 ЗК РФ.
Сформированный земельный участок площадью 508 кв метров является частью проезжей дороги (адрес обезличен) и входит в реестр дорог муниципального образования»Афонинский сельсовет».Поэтому спорный земельный участок образован из земель общего пользования, к которым относятся дороги.
В нарушение пункта 3 статьи 11 ЗК РФ земельный участок имеет иное разрешенное использование, которое не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого он был образован.
Сформированный земельный участок не подлежит отчуждению, так как расположен полностью в границах красных линий, на землях общего пользования.
Согласно части 4 статьи 28, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водным объектами, пляжами и другими объектами могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии со статьями 167, 168 ГК РФ договор купли-продажи спорного участка является недействительным в связи с его ничтожностью, поэтому просят применить последствия ничтожности сделки, обязав продавца вернуть деньги покупателю, а покупателя вернуть земельный участок.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности поддержала исковые требования истцов в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности адвокат Бушуева Е Н. иск не признает, представив в суд письменные возражения. Просит в иске отказать.
Представитель КУМИ Кстовского района иск не признает, считая его не законным. Просит суд в иске отказать.
В письменных возражения председатель КУМИ ссылается на незаконность требований истцов, указывая на то, что режим использования земельного участка определяется градостроительным зонированием (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов ) и правилами землепользования застройки. На территории Кстовского района данные документы не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке. Спорный земельный участок был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, был поставлен на кадастровый учет и отчужден в соответствии со статьей 34 ЗК РФ.
Представитель администрации Кстовского муниципального района письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Иск Сухининых считает не законным и просит в иске отказать.
Представитель Управления Росреестр письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, представив в суд письменные возражения, в которых указывает, что (дата обезличена) произведена государственная регистрация права собственности за Бутченко С. Л на объект недвижимости на основании договора купли-продажи, был представлен кадастровый паспорт земельного участка. На момент поведения регистрационных действий правоустанавливающий документ недействительным признан не был, каких-либо ограничений на объект недвижимости не было. Поэтому у регистрирующего органа не было оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права собственности.
Глава Афонинской сельской администрации письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в письменном отзыве ссылается на нарушение прав Сухининым со стороны Бутченко.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск Сухининых не законным и отказывает в его удовлетворении полностью по следующим основаниям.
Конституции Российской Федерации гарантирует всем равенство перед законом \ Часть 1 статьи 46\
Конституции Российской Федерации (статья 35 ) гарантирует законом охрану права частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1), и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах \ пункт 3 статьи 129 ГК РФ\.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации \статья 15 ЗК ПРФ\.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. \часть ст.218 Гражданского Кодекса РФ\.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящихся в муниципальной собственности муниципального района в силу пункта 3 статьи 15 ФЗ от 06 октября 2003 года номер 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения муниципального района.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с частью 2 статьей 11 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 34 ЗК РФ
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает
заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд относится к вопросам местно значения муниципального района \пункт 15 ФЗ 131-ФЗ\.
Судом установлено. (дата обезличена) администрацией Кстовского муниципального района было издано распоряжение номер (номер обезличен) «О предоставлении Бутченко С. Л в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: (адрес обезличен)», в пункте 1 которого указано о предоставлении в собственность за плату Бутченко С.Л. земельного участка площадью 508 кв метров, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для огородничества.
Во исполнение пункта 2 данного распоряжения КУМИ Кстовского района заключило с Бутченко С. Л договор купли-продажи земельного участка от (дата обезличена) номер (номер обезличен), переход права зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата обезличена), регистрационная запись номер (номер обезличен), на имя Бутченко С.Л. выдано Свидетельство о государственной регистрации права (номер обезличен).
Распоряжением администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) номер (номер обезличен) «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу :(адрес обезличен)» утверждена схема номер (номер обезличен) от (дата обезличена) расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 508 кв метров, целевое назначение - для огородничества, расположенного по адресу: (адрес обезличен), относящийся к категории земель - земли населенных пунктов
Истцы настаивают на признании незаконным распоряжения администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена)- года номер (номер обезличен).
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 123 настоящего кодекса.
Как установлено по делу, спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, поэтому распоряжения изданы надлежащим полномочным органом, имеющим право на распоряжение муниципальной собственностью.
Порядок предоставления гражданину земельного участка под огородничество со стороны органа местного самоуправления был соблюден: участок был сформирован администрацией Кстовского муниципального района, утверждена схема его расположения, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от (дата обезличена) площадь земельного участка 508 кв метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения огородничества, местоположение (адрес обезличен), дата постановки на кадастровый учет (дата обезличена) \л.д.25\.
В силу статьи 3 ФЗ «О государственном кадастровом учете объектов недвижимости» Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии со статьей 5 частью 1 ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован надлежащим образом, что подтверждается материалами кадастрового дела объекта недвижимости, споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется, что подтверждается Актом согласования.
Препятствий для отчуждения земельного участка со стороны администрации Бутченко С. Л не имелось, так как от покупателя поступило письменное заявление о продаже данного земельного участка \вх номер (номер обезличен) от (дата обезличена)\,
При совершении сделки каких-либо обременений земельного участка правами третьих лиц не имелось.
Суд находит несостоятельными утверждения истцов и представителя о том, что спорный земельный участок расположен полностью в границах красных линий, на землях общего пользовании, следовательно, предметом сделки быть не может.
Из материалов дела следует, что Генерального плана, правил землепользования и застройки Афонинской сельской администрации не существует \в стадии разработки \, следовательно, нормы части 7 статьи 36, часть 8 статьи 28 Земельного кодекса РФ об определении местоположения границ земельного участка с учетом красных линий и статьи 1 Градостроительного кодекса РФ не применимы.
Представленный истцами чертеж градостроительного плана земельного участка по (адрес обезличен) номер (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) года не является бесспорным доказательством существования «красной линии» - линии, которые обозначают существующие, планируемые\ изменяемые. Вновь образуемые \ границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения/. Трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения \ст 1 Градостроительного кодекса РФ\.
Судом дана надлежащая оценка утверждения истцов о том, что не обоснованно была администрацией Кстовского района в категории земель - земли населенных пунктов, выделение земельного участка с целевым использованием - под огородничество.
Действительно, спорный земельный участок с целевым использованием - под огородничество- был сформирован из категории - земли населенных пунктов \статья 7 часть 1 пункт 2 Земельного кодекса РФ\
Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий указан в статье 85 Земельного Кодекса РФ.
1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. \статья 35 часть 3 Градостроительного кодекса РФ.\
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекс виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Вопрос установления Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправлении в области градостроительной деятельности и земельных отношений статья 8 градостроительного кодекса и статья 11 ЗК РФ\. В данных правилах устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Генеральный план застройки, Правила землепользования застройки, положение о красных линиях территории Афонинского сельсовета отсутствуют.
Таким образом, формирование земельного участка произведено в соответствии с действующим законодательством.
Оснований для признания распоряжения недействительным в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ не имеется, так как муниципальный правовой акт не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно статьи 166 ГК РФ сделка недействительна лишь по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом \оспоримая сделка\ или вне зависимости от такого признания \ ничтожная сделка \.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке статья 167 ГК РФ\.
Так как договор купли-продажи заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства, ни одна из сторон по сделке не оспаривает ее, то суд не находит оснований для признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного между администрацией Кстовского муниципального района и Бутченко С. Л, и применении последствий ничтожности сделки.
Подлежит отказу иск истцов о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок за ответчицей, так как государственная регистрация права произведена в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Оценив все исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Сухининых А. В и Н Г не обоснованными и в удовлетворении их отказывает в полном объеме.
В связи с отказом истцам в иске в полном объеме, в пользу ответчицы по письменному ходатайству в соответствии со статьями 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ с истцов в равных долях подлежат взысканию расходы за услуги представителя по (данные обезличены) рублей с каждого \квитанции (номер обезличен) и (номер обезличен) соответственно от (дата обезличена) на сумму (данные обезличены) и от (дата обезличена) на сумму (данные обезличены) \.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сухининых А.В. и Сухининой Н.Г. к Бутченко С.Л., администрации Кстовского муниципального района, КУМИ Кстовского района о признании недействительными:
-распоряжения администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) номер (номер обезличен) «Об утверждении схемы расположения земельного участка»,
-Договора купли-продажи номер (номер обезличен) от (дата обезличена) земельного участка площадью 508 кв метров с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для огородничества, расположенного по адресу: (адрес обезличен),
заключенного между КУМИ Кстовского района и Бутченко С.Л.,
- зарегистрированного права собственности на земельный участок за Бутченко С.Л. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись регистрации (номер обезличен),
применении последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания Бутченко С.Л. передать КУМИ Кстовского муниципального района земельный участок с возвратом ей денежных средств по сделке КУМИ
оставить без удовлетворения.
Взыскать с Сухининых А.В. и Сухининой Н.Г. в пользу Бутченко С.Л. расходы на оплату услуг представителя по (данные обезличены) рублей с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья