Дело № 2-2754/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 сентября 2011 года г.Кстово Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фролова А.Л., при секретаре Вахониной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарчевой М.С., Матвеевой В.И., Токаревой П.К. к администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Кстовского муниципального района, понуждении к утверждению схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка У С Т А Н О В И Л: Макарчева М.С., Матвеева В.И., Токарева П.К. обратились в Кстовский городской суд Нижегородской области с иском, просят о признании незаконным бездействия администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, понуждении к утверждению схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка. В обоснование иска ссылается на то, что (дата обезличена) каждая из них, являясь инвалидом второй группы, обратилась в администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен). Ссылаются, что, в нарушение действующего законодательства, до настоящего времени схема границ по каждому земельному участку на кадастровом плане территории не утверждена. Просят суд признать незаконным бездействие администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, понуждении к утверждению схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка и выдаче схем расположения земельных участков. В судебном заседании представитель Макарчевой М.С., Матвеевой В.И., Токаревой П.К., исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что истицы ранее обратились в адрес главы администрации Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении каждой из них в аренду земельных участков, для осуществления индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 1500 кв.м. каждый, расположенных между домом (номер обезличен) и (адрес обезличен), при этом, все три земельных участка имеют смежные друг с другом границы. Однако, до настоящего времени никакого ответа из администрации ни одной из истиц получено не было, соответствующие схемы расположения земельных участков не утверждены и истцам не выданы. Добавил, что в настоящее время в отношении земельных участков проведены землеустроительные работы по формированию границ земельных участков на местности и определению площади земельных участков, земельный участок испрашиваемый Макарчевой М.С., имеет площадь 1095 кв.м., земельный участок испрашиваемый Матвеевой В.И., имеет площадь 1040 кв.м., земельный участок испрашиваемый Токаревой П.К., имеет площадь 1072 кв.м. Пояснил, что выдача истцам схем расположения земельных участков обусловлена тем, что истцы имеют намерение осуществить постановку земельных участков на государственный кадастровый учет. На исковых требованиях настаивает. Представитель администрации Кстовского муниципального района в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что (дата обезличена) истцы обратились в адрес администрации Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков истицы не обращались. Пояснила, что какого-либо письменного ответа в адрес истцов от администрации Кстовского муниципального района не направлялось до настоящего времени. Добавила, что Земельным кодексом РФ не предусмотрена процедура предоставления земельных участков для инвалидов. Полагает, что требования истцов не основаны на законе, просит суд в иске отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Макарчевой М.С., Матвеевой В.И., Токаревой П.К. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод… В соответствии со ст.1, 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское законодательство…регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со ст.264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В соответствии со ст.33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с преамбулой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ - настоящий закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Как установлено в судебном заседании, Макарчева М.С., Матвеева В.И., Токарева П.К., являются инвалидами второй группы и, в силу положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. (дата обезличена), Макарчева М.С., Матвеева В.И., Токарева П.К., обратились в администрацию Кстовского муниципального района с заявлениями о предоставлении каждой земельного участка в аренду, сроком на пять лет, для индивидуального жилищного строительства, ориентировочная площадь земельных участков 1500 кв.м., земельные участки расположены между домом (номер обезличен) по (адрес обезличен), с предоставлением ситуационного плана земельных участков. Далее, в отношении земельных участков были проведены землеустроительные работы по формированию границ земельных участков на местности, в результате которых было сформировано три земельных участка: площадью 1072 кв.м., расположенный по адресу: (адрес обезличен)., площадью 1040 кв.м., расположенный по адресу: (адрес обезличен)., площадью 1095 кв.м., расположенный по адресу: (адрес обезличен). Судом также установлено, что ответ на заявления о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду Макарчевой М.С., Матвеевой В.И., Токаревой П.К., органом местного самоуправления - администрацией Кстовского муниципального района до настоящего времени заявителям дан не был, каких-либо действий по проведению процедуры предоставления истцам земельных участков в аренду предусмотренном порядке до настоящего времени администрацией Кстовского муниципального района произведено не было. Кроме того, в силу ст.28 Земельного кодекса РФ отказ в предоставлении гражданину земельного участка в собственность не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Суд учитывает, что каких-либо сведений о том, что истребуемые земельные участки изъяты из оборота; либо федеральным законом установлен запрет на их приватизацию; либо участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, в материалах гражданского дела не имеется и суду в ходе судебного разбирательства не представлено. Судом дана надлежащая оценка доводам представителя ответчика о том, что Земельным законодательством РФ не установлена процедура предоставления земельных участков инвалидам в льготном порядке. При этом, суд принимает во внимание, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков установлено положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ, причем отсутствие в Земельном кодексе РФ конкретной процедуры предоставления инвалидам земельных участков в льготном порядке, не является основанием для фактического отказа органа местного самоуправления в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и уклонении от дачи соответствующего ответа в адрес заявителей - истцов по делу. Вместе с тем, суд находит, что ссылка истцов на положения п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в части понуждения к выдаче утвержденных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в данном случае несостоятельна, поскольку указанная норма закона устанавливает конкретные действия органа местного самоуправления к собственнику здания, сооружения, жилого дома, расположенного на истребуемом земельном участке, в отношении которого у собственника имеется исключительное право на приватизацию. По мнению суда, в данном случае, обязанность по подготовке межевого дела и обязанность по постановке сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет в силу закона возложена на уполномоченное лицо органа местного самоуправления, а у истцов имеется лишь право на предоставление испрашиваемых земельных участков во внеочередном (льготном) порядке. При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что бездействие администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не основано на законе, в связи с чем, требования Макарчевой М.С., Матвеевой В.И., Токаревой П.К., являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6 и 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Макарчевой М.С., Матвеевой В.И., Токаревой П.К. удовлетворить частично. Признать бездействие администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1072 кв.м., земельного участка ориентировочной площадью 1095 кв.м., земельного участка ориентировочной площадью 1040 кв.м., на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: (адрес обезличен), незаконным. Обязать администрацию Кстовского муниципального района в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью 1095 кв.м., на кадастровом плане территории, формируемого для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (адрес обезличен). Обязать администрацию Кстовского муниципального района в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью 1040 кв.м., на кадастровом плане территории, формируемого для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (адрес обезличен). Обязать администрацию Кстовского муниципального района в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью 1072 кв.м., на кадастровом плане территории, формируемого для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (адрес обезличен). Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы через Кстовский городской суд. Судья Кстовского городского суда Нижегородской области: Фролов А.Л.