«07» февраля 2012 года Дело № 2-654/ 2012 Именем Российской Федерации Кстовский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Цыгулева В.Т. при секретаре Царевой Л.М., с участием: представителей заявителя Зубкова А.П. - Пупыниной С.Г., действующей на основании доверенности от 02.02.2012 года, представителя заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии №6 по выборам депутатов городской Думы города Кстово Тихонова А.Н. - действующего на основании доверенности от 30.01.2012 года, Представителя Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области - Гусева С.Г., заинтересованного лица Клушина В.Л., представителя администрации города Кстово Рощина Д.С., действующего на основании доверенности №13 от 13.04.2011 года представителя городской Думы города Кстово - Крупиной Е.Г., действующей на основании доверенностей №16 от 15.08.2011 год старшего помощника Кстовского городского прокурора - Колпаковой С.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кстово гражданское дело по заявлению Зубкова Андрея Петровича о признании незаконным и отмене Постановления окружной избирательной комиссии №6 от 26.01.2012 года «О регистрации Клушина Валерия Леонидовича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6», - У С Т А Н О В И Л: Зубков А.П. обратился в суд с заявлением признании незаконным и отмене Постановления окружной избирательной комиссии №6 от 26.01.2012 года «О регистрации Клушина Валерия Леонидовича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6», ссылаясь на то, что 27 декабря 2011года было опубликовано решение Избирательной комиссии города Кстово от 23.12.2011 года №2 «О назначении выборов депутатов городской Думы города Кстово». 23 января 2012г. заявитель зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово третьего созыва по 4-х мандатному избирательному округу №6. 26 января 2012 года избирательной комиссией принято Постановление «О регистрации Клушина Валерия Леонидовича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6». Данное Постановление считает незаконным и необоснованным, по следующим основаниям. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей представленных для регистрации кандидата. Форма подписных листов, представленных Клушиным В.Л. не соответствует форме, утвержденной Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Далее Федеральный закон). В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону». Согласно пункта 11 статьи 37 Федерального закона избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается». В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В нарушение требований федерального законодательства, подписные листы, представленные Клушиным В.Л. не соответствуют форме, утвержденной федеральным законодательством, кроме того, в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Клушиным В.Л. не содержится полной информации о месте жительства избирателей, подписи которых содержатся в подписном листе, а именно не указаны область, район и город проживания избирателей, изготовление подписных листов не оплачено из средств соответствующего избирательного фонда. В силу подпунктов г), и) пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона недействительными признаются: г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона». Таким образом, все подписи в подписных листах, представленных Клушиным В.Л., признаются недействительными. В силу подпункта д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: д) недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичная норма содержится в подпункте 7 пункта 8 статьи 34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. №108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области). В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона. Считает, что указанным Постановлением избирательной комиссии нарушено пассивное избирательное право заявителя, так как он исполнил все требования, установленные законом, представил все необходимые документы, для уведомления о выдвижении и регистрации, в то время Клушин В.Л. нарушил закон, не представил все необходимые документы, однако оказался зарегистрирован в качестве кандидата, приобрел одинаковые со мной права. Приняв указанное Постановление, избирательная комиссия поставила Клушина В.Л. в привилегированное положение по отношению ко мне, грубо нарушила принцип равенства Просит признать незаконным и отменить Постановление окружной избирательной комиссии №6 от 26.01.2012 года «О регистрации Клушина Валерия Леонидовича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6». В судебном заседании представитель заявителя Зубкова А.П. -Пупынина С.Г. требования и доводы, изложенные в заявлении уточнила, в связи с тем, что в судебное заседание заинтересованным лицом Клушиным В.Л. были представлены документы, подтверждающих его оплату изготовленных подписных листов, и движение денежных средств по избирательному фонду, от доводов о том, что Клушиным В.Л. денежные средства избирательного фонда не были израсходованы на изготовление подписных листов, отказалась, суду дополнительно пояснила, что в соответствии со ст.37 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования (приложение 8) введена Федеральным законом от 23 июля 2011 года №259-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства,серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа, лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства,серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. На заседании рабочей группы избирательной комиссии по проверке подписных листов все представленные Клушиным В.Л. подписи были признаны достоверными и действительными. Указанный вывод считает незаконным, так как все подписи в подписных листах не содержат адреса места жительства избирателей. В строках с подписями избирателей указаны лишь наименование населенного пункта, улицы, дома и квартиры. Указанные сведения не являются полными и не позволяют сделать достоверный вывод о том, обладают ли избиратели, ставящие подписи в поддержку выдвижения Клушиным В.Л. активным избирательным правом. Во всех подписях в поддержку выдвижения Клушина В.Л. сведения о Все подписи в подписных листах не содержат адреса места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, а именно: отсутствует наименование района. В соответствии с Уставом муниципального образования городское поселение «город Кстово» Кстовского района Нижегородской области, город Кстово входит в состав муниципального района - Кстовский район. Таким образом, указание района в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, является обязательным. Следовательно, все подписи в подписных листах являются недействительными. Все подписные листы выполнены не по форме подписных листов, установленной приложением 8 к Федеральному закону, а именно: первая строка четвертого столбца «Адрес места жительства» разделена Заинтересованное лицо Клушин В.Л. с требованиями и доводами, изложенными в заявлении, не согласился, просит отказать в удовлетворении заявления, суду пояснил, что образец подписного листа ему выдали в окружной избирательной комиссии. Данный образец соответствует форме, установленной областным законом. Представитель заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии №6 по выборам депутатов городской Думы города Кстово Тихонов А.Н. с требованиями и доводами, учетом их уточнений, не согласилась, суду пояснил, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством. Форма подписного листа установлена Областным законом №108-З от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». Вместе с пакетом документов данные подписные листы выдавались гражданам для сбора подписей. Представитель Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Гусев С.Г., с требованиями и доводами, изложенными в заявлении, не согласился, просил оставить его без удовлетворения. Представитель администрации города Кстово Рощин Д.С. с требованиями и доводами, изложенными в заявлении, не согласился, просил оставить его без удовлетворения, суду пояснил, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. В паспортах жителей г.Кстово, в адресе регистрации Кстовский район не указывается. Представитель городской Думы города Кстово Крупина Е.Г. с читает, что в удовлетворении требований заявления Зубкова А.П., необходимо отказать. Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника Кстовского городского прокурора - Колпаковой С.Э.., полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему. Из материалов дела и пояснения участников судебного заседания установлено, что 27.12.2011года было опубликовано решение Избирательной комиссии города Кстово от 23.12.2011 №2 «О назначении выборов депутатов городской Думы города Кстово». 23.01.2012г. заявитель Зубков А.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово третьего созыва по 4-х мандатному избирательному округу №6. 26.01.2012 года избирательной комиссией принято Постановление №86 «О регистрации Клушина Валерия Леонидовича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6». Вышеуказанные фактические обстоятельства участниками судебного заседания не оспаривались. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее закона) подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Согласно пункта 11 статьи 37 Федерального закона избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается». В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В силу подпунктов г), и) пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона Недействительными признаются: г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона». Настаивая на удовлетворении требований, Зубков А.П. в заявлении, его представители в судебном заседании, указали на то, что в нарушение требований федерального законодательства, подписные листы, представленные Клушиным В.Л. не соответствуют форме, утвержденной федеральным законодательством, в подписных листах не содержится полной информации о месте жительства избирателей, подписи которых содержатся в подписном листе, а именно не указаны область, район проживания избирателей. В строках с подписями избирателей указаны лишь наименование населенного пункта, улицы, дома и квартиры. Указанные сведения не являются полными и не позволяют сделать достоверный вывод о том, обладают ли избиратели, ставящие подписи в поддержку выдвижения Клушиным В.Л. активным избирательным правом. Во всех подписях в поддержку выдвижения Клушина В.Л. сведения о Все подписи в подписных листах не содержат адреса места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, а именно: отсутствует наименование района. Все подписные листы выполнены не по форме подписных листов, установленной приложением 8 к Федеральному закону, а именно: первая строка четвертого столбца «Адрес места жительства» разделена С указанными доводами суд согласиться не может, по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области регулируется Законом Нижегородской области №108-З от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». В соответствии с п.5 ст.29 данного Закона действовавшего до внесения в него изменений (28.12.2011 года) форма подписного листа, которую использовала окружная комиссия №6 при выборах в городскую Думу города Кстово третьего созыва по 4-х мандатному избирательному округу №6 и которую в настоящее время оспаривает заявитель, была утверждена Законом Нижегородской области, и ранее никем оспорена не была. При указанных обстоятельствах, суд считает, что Клушин В.Л. представляя в окружную избирательную комиссию №6 подписные листы, действовал в рамках действующего законодательства, регулирующие порядок проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области. Суд, считает, что отсутствие в адресе места жительства избирателей, а также Клушина В.Л., подписавшего подписные листы, указание Кстовский район, не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными, поскольку при указании избирателями, Клушиным В.Л. в данных подписных листах в адресе места жительства Нижегородская область, г.Кстово, а также отсутствие в данной области, в каком либо ином районе населенного пункта (города) с аналогичным названием, исключает какие либо сомнения у суда о месте проживания данных граждан, а именно: Нижегородская область, Кстовский район, Кстово, где проводятся выборы депутатов в городскую Думу города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6. Кроме того, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 года №1426-О-О адрес места жительства должен указываться в подписных листах, в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Из исследованного в судебном заседании паспорта Клушина В.Л. установлено, что его место регистрации указано как Нижегородская область, ул.Кстовская, д.21, кв.28, то есть без указания района и города. Принимая во внимания вышеизложенные обстоятельства, в их совокупности, а также нормы законодательства, регулирующие порядок выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, суд приходит к выводу, что заявление Зубкова Андрея Петровича удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л : Заявление Зубкова Андрея Петровича о признании незаконным и отмене Постановления окружной избирательной комиссии №6 от 26.01.2012 года «О регистрации Клушина Валерия Леонидовича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по 4-х мандатному избирательному округу №6», оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кстовский городской суд. Судья Цыгулев В.Т.
наименовании субъекта в адресе места жительства избирателей внесены нерукописным способом, а типографским.
горизонтальной линией на две части, во второй части содержатся в печатанные сведения «Нижегородская область». Столбцы 6 и 7 («дата внесения подписи» и «подпись») объединены в один.
Федеральный закон не допускает такого способа оформления подписных листов.
наименовании субъекта в адресе места жительства избирателей внесены нерукописным способом, а типографским.
горизонтальной линией на две части, во второй части содержатся в печатанные сведения «Нижегородская область». Столбцы 6 и 7 («дата внесения подписи» и «подпись») объединены в один.
Федеральный закон не допускает такого способа оформления подписных листов.