Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Федосеевой Ю.М., с участием истца Скобелевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скобелевой Г.А. к ОАО «Запрудновское», ЗАО «Запрудновское», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об исключении земельного участка, признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков, ликвидации записи о постановке земельных участков на кадастровый учет, восстановлении границ земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Скобелева Г.А. обратились в суд с иском к ОАО «Запрудновское» об исключении земельного участка, признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков, ликвидации записи о постановке земельных участков на кадастровый учет, восстановлении границ земельных участков, по следующим основаниям.
На основании распоряжения Администрации Кстовского района (номер обезличен)р от (дата обезличена) «О предоставлении земельного участка из земель АО «Запрудновское» Скобелевой Г.А. для организации крестьянского (фермерского хозяйства)», Скобелевой Г.А. принадлежит земельный участок, площадью 45000,0 кв.м., в том числе: 32500,0 кв.м. пашни, 12500,0 кв.м. пастбищь из земель АО «Запрудновское», расположенные у (адрес обезличен). Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (адрес обезличен) (дата обезличена) истице было выдано свидетельство на право собственности на землю (номер обезличен).
В ходе выполнения кадастровых работ землеустроительной организацией «Т.» и подготовки технической документации для постановки на кадастровый учет земельных участков, было выявлено, что участки истца накладываются на земельные участки с кадастровым номером (номер обезличен) и (номер обезличен), права которых не зарегистрированы.
При проведении инвентаризации и установлении в натуре границ фактическая площадь земельного участка №1 составила 41420,0 кв.м., площадь земельного участка №2 составила 2905,0 кв.м.
Данными земельными участками истица и ее семья пользуются уже более 15 лет, обрабатывают его и используют для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, задолженностей по земельным налогам не имеется.
В настоящее время истица желает оформить право собственности на свой земельный участок и распорядиться им по своему усмотрению, поэтому вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В своем иске Скобелева Г.А. просила суд исключить из состава земель ОАО «Запрудновское» земельный участок №1 площадью 41420,0 кв.м. и земельный участок №2 площадью 2905,0 кв.м., предоставленные для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: (адрес обезличен);
Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) и (номер обезличен), расположенных по адресу: (адрес обезличен);
Обязать ФГУ Земельная кадастровая палата по Нижегородской области ликвидировать (аннулировать) запись о постановке земельных участков с кадастровым номером (номер обезличен) и (номер обезличен) на государственный кадастровый учет;
Восстановить фактические границы земельного участка №1 площадью 41420,0 кв.м. и земельного участка №2 площадью 2905,0 кв.м., расположенных по адресу: (адрес обезличен).
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ЗАО «Запрудновское», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области.
В судебном заседании Скобелева свои исковые требования поддержала.
Представители ответчика - ОАО «Запрудновское», ЗАО «Запрудновское», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области, третьих лиц - Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, от представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области имеется ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч.3,4,5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст.3 ФЗ РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст.77, 79 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ - Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии со ст.10,12 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.
В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
В соответствии со ст.14 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются: условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;
В соответствии со ст.15 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст.18 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 17 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
В соответствии с ч.1,3 ч.1,7,20 «Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи», утвержденных Постановлением Правительства РФ №96 от 01 февраля: 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», Внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи:
составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций;
рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев;
на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению N 1;
оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли;
по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации.
На получение в собственность земельных долей имеют право:
работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящими Рекомендациями;
пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории;
наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдаются свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
При реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, может служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)). Указанная выписка выдается районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и подлежит сдаче при получении свидетельства, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ - Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости); межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
В соответствии со ст.23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст.26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: … одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В соответствии с п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если … при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
В соответствии со ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Как установлено судом, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кстовского района Нижегородской области (дата обезличена) истице было выдано свидетельство на право собственности на землю (номер обезличен) (л.д.4-6).
Распоряжением Администрации Кстовского района (номер обезличен) от (дата обезличена) «О предоставлении земельного участка из земель АО «Запрудновское» Скобелевой Г.А. для организации крестьянского (фермерского хозяйства)», Скобелевой Г.А. принадлежит земельный участок, площадью 45000,0 кв.м., в том числе: 32500,0 кв.м. пашни, 12500,0 кв.м. пастбищ из земель АО «Запрудновское», расположенные у (адрес обезличен).
Скобелева Г.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (дата обезличена), что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.10).
При проведении инвентаризации и установлении в натуре границ фактическая площадь земельного участка №1 составила 41420,0 кв.м., площадь земельного участка №2 составила 2905,0 кв.м. (планы по инвентаризации границ земельных участков - л.д.8,9).
Как следует из заключения кадастрового инженера (л.д.7), в ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что участки истца накладываются на земельные участки с кадастровым номером (номер обезличен) и (номер обезличен), права которых не зарегистрированы.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке (л.д.23-27), земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 696 753 кв.м., расположен по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 134 059 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
Права на земельные участки с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), не зарегистрированы, что подтверждается сообщениями Кстовского отдела Управления Росреестра (л.д.21,22).
Как следует из кадастрового дела объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) (л.д.37-74), земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет решением Управления Роснедвижимости по Нижегородской области, на основании заявления генерального директора ЗАО «Запрудновское» И. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от (дата обезличена) (номер обезличен) (л.д.40, 72).
Заявителем были представлены в т.ч. следующие документы:
- Описание земельного участка, выполненное ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в 2008 г. (л.д.62-69);
- Государственный акт ННО (номер обезличен), выданный ЗАО «Запрудновское» на основании решения Мэрии Кстовского района (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.51-53);
- Свидетельство о государственной регистрации предприятия (номер обезличен) (л.д.61);
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.54);
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика НДС (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.55);
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до (дата обезличена) (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.56);
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.57);
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы серия (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.58);
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.59);
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.60);
- Протокол очередного общего собрания акционеров ЗАО «Запрудновское» (номер обезличен) от (дата обезличена) об отчете о работе хозяйства за 2006 год (л.д.41-49).
В результате осуществления государственного кадастрового учета данному земельному участку был присвоен кадастровый номер (номер обезличен).
Аналогичным образом был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок расположенный по адресу: (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен) (кадастровое дело - л.д.75-113).
Распоряжением Администрации Кстовского района (номер обезличен) от (дата обезличена) были закреплены в собственность за работниками хозяйств, в т.ч. АОЗТ «Запрудновское» земельные доли в размере 4,43 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписано зарегистрировать и выдать каждому собственнику земель свидетельства на право собственности на землю (л.д.4,5).
На основании указанного распоряжения на имя истца (дата обезличена) было выдано свидетельство на право собственности на землю, в соответствии с которым Скобелева Г.А. приобрела право коллективно-долевой собственности на землю по адресу: АО «Запрудновское» (адрес обезличен) в размере 4,43 га (л.д.4,5).
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ (л.д.17-20), ОАО «Запрудновское» находится в стадии ликвидации.
Землеустроительной организацией ООО «Т.» по заявке истца были выполнены работы по упорядочению на местности границ земельного участка, выделенного истице распоряжением Администрации Кстовского района от (дата обезличена) в счет ее земельной доли. Было установлено, что земельные участки, фактически используемые истцом, накладываются на земельные участки с кадастровым номером (номер обезличен) и (номер обезличен).
Как следует из кадастровых дел, указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет на основании заявлений генерального директора ЗАО «Запрудновское» И. от (дата обезличена) на основании государственного акта (номер обезличен) на право собственности, право постоянного бессрочного пользования землей, выданный АО «Запрудновское» на основании распоряжения мэрии Кстовского района от (дата обезличена) (номер обезличен).
Вместе с тем, распоряжением мэра Кстовского района от (дата обезличена) (номер обезличен), разработанные на основании протоколов общих собраний коллективов реорганизуемых совхозов, распоряжения мэра Кстовского района (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), приказа Министра сельского хозяйства РФ (номер обезличен) от (дата обезличена), по АОЗТ «Запрудновское» проекты землеустройства (перераспределения земель) были утверждены.
На основании указанного распоряжения мэра Кстовского района (номер обезличен) от (дата обезличена) был выдан государственный акт на право собственности, право постоянного бессрочного пользования на землю ННО (номер обезличен), где из 8970 га земель, переданных АОЗТ «Запрудновское», земля в собственность АОЗТ «Запрудновское» не передавалась, причем 7756 га земель было передано в коллективно-долевую собственность (пайщикам) бесплатно, а 1214 га - в постоянное бессрочное пользование. Указанный акт был надлежащим образом зарегистрирован в книге записей Государственных актов, акт был составлен в двух экземплярах, один из которых был выдан АОЗТ «Запрудновское» со списком собственников и размером их долей, списком земельных участков с особым режимом использования, чертежом границ земель.
Вместе с тем, при постановке ЗАО «Запрудновское» земельных участков на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров: (номер обезличен), (номер обезличен), о наличии указанного государственного акта на землю ННО (номер обезличен), где все земли были переданы в коллективно-долевую собственность, ЗАО «Запрудновское» органу, осуществляющему постановку на государственный кадастровый учет, не указывалось (не сообщалось), вместо этого, ЗАО «Запрудновское» был предъявлен государственный акт ННО (номер обезличен), выданный ранее.
Согласно п.3, п.5 Указа Президента РФ № 1767 от 27.10.1993 года, каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Сельскохозяйственные предприятия, членам коллективов которых земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, в 2-недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства представляют в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).
Судом установлено, что во исполнение распоряжения главы администрации Кстовского района от (дата обезличена) (номер обезличен),….. Указа Президента РФ №1767 от 27.10.1993 года, администрацией Кстовского района было издано распоряжение (номер обезличен)-р от (дата обезличена), в соответствии с которым за работниками хозяйств, в том числе АОЗТ «Запрудновское» были закреплены в собственности земельные доли площадью: по АОЗТ «Запрудновское» - 4,43 га, в т.ч. 3,38 га пашни, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписывалось зарегистрировать и выдать каждому собственнику земель свидетельство на право собственности на землю.
В силу Постановления Конституционного суда РФ от 29.06.2004 года № 13-П, исходя из общих принципов действующего законодательства РФ, при наличии актов одинаковой юридической силы применяется правило - последующий закон отменяет предыдущие -, означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон.
Указанный принцип, по мнению суда, распространяется также на акты, принятые в соответствии с предоставленными законом полномочиями органами местного самоуправления, в соответствии с которым, при наличии двух и более нормативно-правовых актов, в данном случае распоряжений мэра и Администрации Кстовского района, имеющих равную юридическую силу, применяется нормативно-правовой акт, принятый позднее других актов, даже при отсутствии на специальное предписание об отмене ранее принятых актов (распоряжений).
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что государственный акт о праве собственности на землю ННО (номер обезличен), выданный АОЗТ «Запрудновское», не может, в силу закона, являться правоустанавливающим документом, и не может быть принят судом в качестве доказательства права собственности ЗАО «Запрудновское» на землю, поскольку судом установлено, что в последующем, в предусмотренном законом порядке, был выдан государственный акт на землю ННО (номер обезличен), в соответствии с которым земли были переданы не АОЗТ «Запрудновское», а в коллективно-долевую собственность работникам данного предприятия, причем распоряжением администрации (адрес обезличен) (номер обезличен)-р от (дата обезличена) были определены размеры долей, передаваемые работникам АОЗТ «Запрудновское», а также предписывалось соответствующим органам произвести регистрацию и выдать соответствующие свидетельства о праве собственности на земельные доли.
При этом суд принимает во внимание, что каких-либо доказательств того, что земельные доли, в счет которых происходило формирование земельных участков с кадастровыми номерами: (номер обезличен), (номер обезличен), были отчуждены в предусмотренном законом порядке в пользу ЗАО «Запрудновское» и указанное общество имеет право собственности на данные земельные доли, в материалах гражданского дела не имеется и суду не представлено.
С момента издания Распоряжения Администрации Кстовского района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) года у истца возникло право на земельную долю в земельном участке АО «Запрудновское» в счет которого истица произвела выделение земельного участка в натуре из общего земельного массива АОЗТ «Запрудновское». На основании данного распоряжения всем гражданам, имеющим право на получение земельной доли в АО «Запрудновское», Комитетом по Земельным ресурсам Кстовского района Нижегородской области были оформлены свидетельства на право собственности на землю.
Таким образом, поскольку документ, представленный ЗАО «Запрудновское» в качестве правоустанавливающего документа для проведения государственного кадастрового учета, фактически юридической силы не имеет, данный факт является основанием для аннулирования (ликвидации) записей о постановке соответствующих земельных участков на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что государственный акт о праве собственности на землю ННО (номер обезличен), выданный АОЗТ «Запрудновское», не может являться правоустанавливающим документом, и не может являться доказательством права собственности ЗАО «Запрудновское» на землю, поскольку имеется выданный позднее, в предусмотренном законом порядке, государственный акт на землю ННО (номер обезличен), в соответствии с которым, земли были переданы не АОЗТ «Запрудновское», а в коллективно-долевую собственность работникам данного предприятия, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в части исключения из состава земель ЗАО «Запрудновское» земельного участка №1 площадью 41420 кв.м. и земельного участка (номер обезличен) площадью 2905 кв.м., принадлежащие Скобелевой Г.А., следует признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) и земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), в части включения в их состав земельных участков №1 площадью 41420 кв.м. и №2 площадью 2905 кв.м., принадлежащих истице, следует обязать ФГУ Земельная кадастровая палата Нижегородской области ликвидировать (аннулировать) запись о постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), а также восстановить фактические границы земельного участка принадлежащего Скобелевой Г.А. в соответствии с планами по инвентаризации границ земельного участка, выполненными ООО «Т.» в 2010 году.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Скобелевой Г.А. к ОАО «Запрудновское», ЗАО «Запрудновское», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об исключении земельного участка, признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков, ликвидации записи о постановке земельных участков на кадастровый учет, восстановлении границ земельных участков, удовлетворить частично.
Исключить из состава земель ЗАО «Запрудновское» земельный участок №1 площадью 41420 кв.м. и земельный участок №2 площадью 2905 кв.м., принадлежащие Скобелевой Г.А., предоставленные для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: (адрес обезличен).
Признать недействительной постановку на кадастровый учет
- земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 696 753 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 134 059 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
в части включения в их состав земельного участка №1 площадью 41420 кв.м. и земельного участка №2 площадью 2905 кв.м., принадлежащие Скобелевой Г.А., предоставленные для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: (адрес обезличен).
Обязать ФГУ Земельная кадастровая палата Нижегородской области ликвидировать (аннулировать) запись о постановке следующих земельных участков на государственный кадастровый учёт:
- земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 696 753 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 134 059 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Восстановить фактические границы земельного участка №1 площадью 41420 кв.м. и земельного участка №2 площадью 2905 кв.м., принадлежащих Скобелевой Г.А., предоставленных для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: (адрес обезличен), в соответствии с планами по инвентаризации границ земельного участка, выполненными ООО «Т.» в 2010 году.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Кстовский городской суд.
Судья Выборнов Д.А.