постановление по ст. 8.41 КоАП РФ



Дело № 12-241/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 октября 2010 года г.Кстово.

Судья Кстовского городского суда Нижегородской области Блинов А.В., при секретаре Рощиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Козлова Н.В., (Дата обезличена) года рождения, уроженца (Адрес обезличен), проживающего в (Адрес обезличен), работающего * в ООО "С.",

на постановление начальника Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Щ. от 20 июля 2010 года о привлечении Козлова Н.В. к административной ответственности по ст.8.41 КОАП РФ,

с участием Козлова Н.В.,

У С Т А Н О В И Л :

В июне 2010 года Кстовской городской прокуратурой производилась проверка деятельности ООО "С.", которое расположено в арендованном им помещении площадью 9 кв.м. по адресу: (Адрес обезличен), на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства

8 июля 2010 года по результатам проверки Кстовским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО "С." Козлова Н.В.

Как указано в постановлении:

в результате производственной и хозяйственной деятельности ООО "С." по оптовой торговле несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом, организации перевозки грузов происходит образование, размещение и утилизация отходов производства и потребления, т.е. происходит негативное воздействие на окружающую среду, что кроме прочего подтверждается договором на вывоз твёрдых бытовых отходов от 1 июля 2007 года. При этом директором Козловым Н.В. в нарушение требований законодательства РФ не внесены обязательные установленные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года.

На основании прокурорской проверки постановлением начальника Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Щ. от 20 июля 2010 года директор ООО "С." Козлов Н.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КОАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 6000 рублей.

Козловым Н.В. постановление о привлечении к административной ответственности было обжаловано в Кстовский городской суд.

В судебном заседании Козлов Н.В. свою жалобу поддержал и пояснил, что ООО "С." не является юридическим лицом, производственная и хозяйственная деятельность которого негативно воздействует на окружающую среду. Общество состоит из одного человека, арендует помещение площадью 9 кв.м. и занимается посреднической деятельностью, само Общество торговлей, перевозкой, складированием не занимается, техники, производственных мощностей, ещё чего-либо не имеет.

Козлов Н.В. просит суд постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.

Представители прокуратуры, Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в судебное заседание не явились, будучи извещёнными.

Судья, выслушав Козлова Н.В., изучив материалы дела, считает, что постановление о привлечении Козлова Н.В. к административной ответственности подлежит отмене по следующим основаниям:

В соответствии со ст.8.41 КОАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является административным правонарушением.

Правоотношения в данной области права регулируются Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года за № 7-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П)

Порядок определения платы принят в соответствии со статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.1991 "Об охране окружающей природной среды", которой на Правительство РФ были возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Плательщиками согласно п. 1 Порядка определения платы являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Природопользователям предписывается получение разрешений в территориальных органах МПР России на осуществление конкретного вида негативного воздействия. Так, в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Лица, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход), не освобождаются от уплаты экологических платежей. Ст. 346.11 гл. 26.2 и ст. 346.26 гл. 26.3 НК РФ содержат исчерпывающий перечень налогов, от уплаты которых освобождает применение специального налогового режима. В этих перечнях не указана плата за загрязнение окружающей среды, поэтому она подлежит внесению в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объект платежа согласно п. 1 Порядка определения платы составляют виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов.

База начисления определяется отдельно для каждого вида платы. По данному показателю можно выделить три вида экологических платежей:

- нормативная плата - такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;

- лимитная плата - плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но менее установленных лимитов;

- сверхлимитная плата - плата за сверхлимитное загрязнение, т.е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду подлежат утверждению МПР России.

Порядок расчета платы также зависит от вида платежа, а именно:

- нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;

- лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;

- плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) установлены два норматива платы - за загрязнение в пределах допустимых нормативов (нормативное загрязнение) и за загрязнение в пределах установленных лимитов (лимитное загрязнение). Подлежащая применению к конкретному виду загрязнения ставка платы складывается из двух составляющих - соответствующего норматива платы и коэффициента, учитывающего экологические факторы. Кроме этого предусмотрены дополнительные коэффициенты: дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия, а также дополнительные коэффициенты для отдельных видов загрязнения.

Конечная сумма платежа определяется путем суммирования полученных произведений по каждому виду загрязнения.

Исследовав указанные нормы закона, судья приходит к выводу, что юридическое лицо, которое в своей деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, должно быть учтено компетентным органом, к нему должен быть применён порядок расчета платежей, т.е. лицо должно быть отнесено к определённой категории природопользователей.

Материалы дела не содержат доказательств, позволяющих определить, что ООО "С.", учредителем и директором которого выступает Козлов Н.В., само должностное лицо, являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КОАП РФ.

В постановлении Кстовского городского прокурора от 8 июля 2010 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении действия юридического лица не конкретизированы, имеется ссылка, что ООО "С." не вносил обязательные установленные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года, в то же время не представлено доказательств, что Общество является таким плательщиком, т.е. занимается конкретным видом деятельности.

В подтверждение вины представлен договор на вывоз ТБО от 1 июля 2007 года, но данный договор заключён другими лицами, а именно ООО "Б." и М.

В соответствии со ст.1.5 КОАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.30.7 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение:

об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с ч.1 ст.24.5 КОАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.

По мнению судьи вина Козлова Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КОАП РФ не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 КОАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Щ. от 20 июля 2010 года о привлечении Козлова Н.В. к административной ответственности по ст.8.41 КОАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.

Судья Блинов А.В.