Дело № 1793/10 ** июля 2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Овчарова В.В.
При секретаре Семиной С.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островского Валерия Вячеславовича к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании постановки на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий
УСТАНОВИЛ:
Островский В.В. обратился с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) об обязании постановки на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование своего иска он указал, что является инвалидом вследствие воздействия радиации, о чем свидетельствует удостоверение установленного образца. Истец проживает совместно с женой в одиннадцатикомнатной коммунальной квартире, занимает на правах собственности комнату жилой площадью 11,9 кв.м. Распоряжением от 27 декабря 2001 дом переведен из общежития в статус жилого дома. Истец обратился к ответчику с установленным набором документов для постановки на очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В ответ на его обращение он получил отказ. Истец считает отказ незаконным, необоснованным и нарушающим его права.
В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца исковые требования поддержал, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие истца. Пояснил суду, что истец является инвалидом вследствие воздействия радиации, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 действующей редакции Закона РФ № 1244-1 от 15.15.1991 года (в редакции от 10.11.2009 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Постановлением Конституционного суда РФ от 10.11.2009 года № 17-П положения п. 2 части 1 ст. 14 признаны не соответствующими Конституции РФ. В соответствии с частью 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В связи с признанием неконституционным данного положения, введенного ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, вступает в силу прежняя редакция закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ. Согласно которой инвалидам вследствие воздействия радиации гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течении трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах о также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Ответчик Представитель Администрации в судебное заседание явилась, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие истца, исковые требования не признала, суду пояснила, что основания отказа истцу о постановке на учет изложены в ответах Администрации от 24.07.2009 года № 02/744-05 л.д.22), от 18.12.2009 года № 1399-10.4. л.д. 20-21), которыми Администрация разъясняет, что законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЗС» не устанавливает порядка приема граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Положения данного закона, по мнению представителя Администрации, меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью могут быть осуществлены при соблюдении двух условий, если они относятся к числу определенных Законом категорий и одновременно состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 3 Закона СПб от 30.06.2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма СПб» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, учетная норма площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах или 15 кв. м. общей площади жилого помещения, для проживающих в коммунальных квартирах. у ответчика доля общей площади составляет 19,34 кв. м. в коммунальной квартире, что превышает учетный норматив жилищной обеспеченности.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом вследствие воздействия радиации, о чем свидетельствует удостоверение установленного образца л.д. 6). Истец проживает в одиннадцатикомнатной коммунальной квартире, занимает на правах собственности комнату жилой площадью 11,9 кв.м. л.д. 5). Распоряжением от 27 декабря 2001 дом переведен из общежития в статус жилого дома. Истец обратился к ответчику с установленным набором документов для постановки на очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в ответ на его обращение он получил отказ л.д.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).
1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).
Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года № 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.
Следовательно, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
В силу приведенных правовых позиций Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П) разъяснил, что изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении указал, что положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты и признал положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу».
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга поставить Островского Валерия Вячеславовича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней через канцелярию Красносельского районного суда.
Председательствующий судья: В.В. Овчаров