Дело № 2-394/11 08.02.2011 г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Овчарова В.В.,
при секретаре Семиной С.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Чернова В.М., Черновой И.В., Юганцевой О.В., Чернова М.В. к ФГУ «Смирновская КЭЧ района», МО РФ, ООО «***», Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права на жилую площадь и вселении,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ФГУ «Смирновская КЭЧ района», МО РФ, ООО «***», Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права на жилую площадь и вселении. В обосновании исковых требований ссылаясь на то, что решением жилищной комиссии Военной академии связи от 26.02.1990 г. Чернов В.М. с членами своей семьи был признан нуждающимся в получении жилой площади, в августе 1999 г. Чернов В.М. был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, 26.10.2007 г. решением жилищной комиссии Военной академии связи истцу на семью из шести человек была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г. Санкт-Петербург, *** (строительный адрес СПб, ***). 26.09.2008 г. все необходимые документы на заселение указанной квартиры были переданы Смирновской КЭЧ, однако до настоящего времени со стороны ответчиков чинятся препятствия по оформлению документов, необходимых для заселения спорной квартиры, в связи с чем, истцы вынуждены обратиться в суд.
Истцы Чернов В.М. и Чернова И.В., представитель истцов, Прошкина О.Г., действующая по доверенностям, явились в судебное заседание, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ФГУ «Смирновская КЭЧ района», МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явились, о времени заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель ООО «***», в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения по иску (л.д.44-45 т.2).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что исковые требования истцов подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и в ходе судебного разбирательства установлено, что 26.02.1990 г. решением жилищной комиссии Военной академии связи истец был признан нуждающимся в получении жилья по Военной академии связи и включен в список очередников. В августе 1999 года Чернов В.М. был уволен в запас в связи организационно - штатными мероприятиям. На момент увольнения выслуга лет истца составила более 20 лет. Решением жилищной комиссии от 26.04.2005 (л.д. 27) были внесены изменения в состав семьи Чернова В.М. и утвержден состав семьи из семи человек: Чернов В.М., Чернова И.В. - жена, Чернов М.В. - сын, жена сына - Чернова З.В., внук - Чернов В.М., дочь - Юганцева О.В., муж дочери - Юганцев А.В.
26.10.2007 г. решением жилищной комиссии Военной академии связи Чернову В.М. на семью из шести человек (он, жена, сын, *** г.р., дочь, *** г.р., внуки - *** и *** г.р.) была предоставлена трех комнатная квартира по адресу: г. Санкт-Петербург, *** (строительный адрес: г. Санкт-Петербург, ***) (л.д. 28, 29).
Согласно выписке из протокола № 7 заседания жилищной комиссии Военной академии связи от 27.11.2007 г. комиссией было рассмотрено письмо начальника 131 КЭУ ГлавКЭУ МО РФ о повторном рассмотрении в срочном порядке жилищной комиссией ВАС состава семьи на обеспечение жилой площадью от МО РФ, уволенного в запас военнослужащего Чернова В.М. в связи с очередным обращением его в адрес 131 КЭУ ГлавКЭУ МО РФ по жилищному вопросу. Комиссией было решено оставить без изменения решение заседания жилищной комиссии ВАС от 26.10.2007 г. (протокол № 6) о выделении спорной квартиры Чернову В.М. на семью из шести человек (л.д. 29).
26.09.2008 г. все необходимые документы на заселение указанной выше квартиры были переданы Смирновской КЭЧ, однако до настоящего времени со стороны ответчиков чинятся препятствия по оформлению документов, необходимых для заселения.
30.08.06 был заключен Государственный генеральный контракт 29/06-КС на покупку квартир для постоянного проживания военнослужащих. Сторонами по этому договору были заказчик - от МО РФ - 75 ОКС МО РФ в лице А.Гаврилова (правопреемником является 67 ОКС), плательщик - в/ч 77909, исполнитель - ООО «***».
При приобретении федеральными органами исполнительной власти у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах за счет средств федерального бюджета в целях предоставления гражданам в случаях, предусмотренных федеральными законами, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственная регистрация государственных контрактов, предусматривающих приобретение таких жилых помещений, не требуется (ст. 5 ФЗ от 17.07.2009 г. № 147-ФЗ).
Данный Госконтракт в установленном законом порядке не расторгнут, не оспаривался, недействительным и незаключенным не признан, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание доводы ответчиков о недействительности Госконтракта 29/06-КС от 30.08.2006 г.
15.09.2006, 10.08.07, 25.09.2007 были подписаны акты приема-передачи квартир по выше указанному контракту, в которых числится и, предоставленная истцам квартира, данный факт сторонами не оспаривается.
Как следует из ответа 131 КЭУ за № 6/7/484 от 01.10.2008 г., все документы 26.09.2008 г. (исх. № 26/7/433) на заселение выделенной исцам квартиры переданы в Смирновскую КЭЧ.
09.12.2008 г. было получено разрешение на ввод в эксплуатацию квартир по гесконтракту 29/06-КС.
18.09.2009 г. решением жилищной комиссии ВАС от было отменено решение жилищной комиссии ВАС от 26.10.2007 г., в связи с чем, Чернов В.М.обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд об оспаривании указанного выше решения. Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 13.11.2009 г. решение жилищной комиссии ВАС от 18.09.2009 г. было признано незаконным (л.д.180-184 т.1).
Кроме того, 12.01.2010 года между Черновым В.М. и ООО «***» был подписан акт приема передачи оспариваемой квартиры.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении № 453-О от 25.12.2003 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «***» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военная служба по смыслу ст. 59 и 71 (пункт г) Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законодательством, регулирующим порядок решения жилищных вопросов военнослужащих, является ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно п. 1 ст. 15 указанного выше Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В МО РФ основания и порядок жилищного учета военнослужащих установлены «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденными Постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 (далее Правила учета), и «Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Минобороны России № 80 от 15.02.2000 (далее Инструкция).
В соответствии с п.32 Инструкции, обязательным условием получения жилого помещения в таком порядке является нахождение военнослужащего на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004 граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» основанием для заселения и заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом (жилищной комиссией) в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В соответствии с п. 37 Инструкции, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Из представленных в материалы дела документов, следует, что МО РФ выполнило свои обязательства оплаты по выше указанному Госконтракту в полном объеме и данный факт сторонами не оспаривался.
В соответствии с п. 1 ст. 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В соответствии с п. 40 указанной выше Инструкции, предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть.
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению № 7 или № 9 к выше указанной «Инструкции», который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района.
Распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах по форме согласно приложению № 9 к выше указанной Инструкции на основании списков распределения жилых помещений по воинской части.
Список подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается начальником КЭУ округа (МИС флота) и за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов представляется на утверждение соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка).
Список распределения оспариваемого жилого помещения был в установленном порядке согласован и утвержден всеми компетентными органами военного управления и воинскими должностными лицами (л.д.32-33).
Утвержденные списки распределения жилых помещений являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений.
Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Представление списка распределения на утверждение уполномоченному должностному лицу за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию представляет собой предварительную процедуру, предшествующую передаче военнослужащим распределенных квартир, имеющим право на обеспечение жильем.
Указанный порядок распространяется только на жилые помещения, построенные или приобретенные Министерством обороны РФ и подлежащие в дальнейшем закреплению за ним, в связи с чем, Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого в соответствии с пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, относится принятие решения о предоставлении жилой площади военнослужащим, имеющим на это право.
Такой порядок распределения обусловлен необходимостью выполнениятребований п. 38 выше указанной Инструкции, согласно которому жилые помещения в домах, построенных или приобретенных Министерством обороны, заселяются военнослужащими воинских частей тех видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство (приобретение) (Решение Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 29.08.2007 г. № ВКПИ07-96).
В соответствии с п. 5 Методики оформления жилой площади военнослужащим после утверждения списка распределения жилых помещений КЭЧ района, в данном случае, Смирновская КЭЧ р-на согласно справке № 1348/ЮС от 29.07.2008, в течение трех рабочих дней оформляет соответствующие документы на заселение жилых помещений. После оформления КЭЧ района выдает документы непосредственно военнослужащим, которым предоставляются жилые помещения.
Однако все обращения Чернова В.М. о предоставлении выделенной квартиры и вселении, направленные в адрес Смирновской КЭЧ и в адрес МО РФ остались без ответа, в связи с чем, истцы вынуждены были обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Из объяснений ООО «***» и представленных им в суд документов следует, что Общество признает право МО РФ на переданные ему по актам квартиры в полном объеме. Кроме того, в суд были представлены документы, обращения ООО «***» в адрес МО РФ, подтверждающие использование МО РФ по назначению полученных по Госконтракту квартир.
В частности судом установлен факт предоставления МО РФ в лице Смирновской КЭЧ жилых помещений военнослужащим, ООО «***» не оспаривал право МО РФ на данные квартиры.
Ссылки ответчиков на то обстоятельство, что не произведена государственная регистрация перехода права собственности на оспариваемую квартиру за РФ не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. Из представленных в материалы дела документов следует, что перерегистрация права собственности за РФ не произведена исключительно по вине МО РФ. 75 ОКС МО РФ, делегированная от МО РФ сторона по госконтракту, расформировано, 67 ОКС МО РФ, правопреемник 75 ОКС, также расформировано. Иной представитель МО РФ не указан и уже в течение двух лет ООО «***» не может перерегистрировать право собственности на переданные и оплаченные квартиры за РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ, предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Однако отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика ООО «***» о том, что признание права за истцами на спорную квартиру до государственной регистрации перехода права собственности за РФ, нарушает его права по следующим основаниям.
Судом установлено, что все обязательства по вышеуказанному госконтракту, сторонами выполнены в полном объеме, за исключением регистрации перехода права собственности, данный факт сторонами не оспаривается.
Кроме того, законом предусмотрены способы защиты прав продавца в случае уклонения покупателя от регистрации перехода права собственности.
А именно, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности, п. 3 ст. 551 ГК РФ.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих», никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ФЗ «О статусе военнослужащих».
МО РФ приобрело, оплатило и получило по акту приема передачи, оспариваемую квартиру для предоставления ее военнослужащему. Истцам, данная квартира была выделена в установленном законом порядке. На основании выше изложенного следует, что истцы приобрели право на квартиру по адресу: СПб, Петергофское шоссе, д.78, корпус 12, кв.1, поскольку право истцов является производным от права РФ в лице МО РФ.
Согласно ст. 10 ЖК РФ
«Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей».
Согласно ст. 49 ЖК РФ
«1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации».
Согласно ст. 60
«1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
3. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения»
Учитывая изложенные нормы права, суд считает требование по вселению в спорное жилое помещение не подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, учитывая собранные по делу доказательства и оценивая их в совокупности, суд считает, возможным признать за истцами право на спорную квартиру. Кроме того, после регистрации перехода права собственности за РФ, МО РФ, в лице уполномоченного им органа, данный орган обязан будет заключить с истцами договор социального найма на основании которого истцы смогут вселиться в спорное жилое помещение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Черновым В.М., Черновой И.В., Юганцевой О.В., Черновым М.В., Черновым В.М., *** г.р. и Черновым А.М., *** г.р. право на жилую площадь, а именно квартиру по адресу: г. Санкт-Петербург, ***.
Взыскать солидарно с Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Смирновская Квартирно-эксплуатационная часть района», ООО «***», Департамента имущественных отношений Министерству обороны РФ в пользу истцов расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Взыскать солидарно с Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Смирновская Квартирно-эксплуатационная часть района», ООО «***», Департамента имущественных отношений Министерству обороны РФ в пользу истцов расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Санкт-Петербургский городской суд через канцелярию Красносельского районного суда.
Председательствующий судья: В.В. Овчаров