об обжаловании бездействия должностных лиц



Дело № 2-237/11 09 марта 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Плешаковой Т.А.,

при секретаре Сухаревой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агапова В.А. об оспаривании решения и обжаловании бездействия должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Агапов В.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия призывной комиссии МО МО «Урицк», военного комиссариата Санкт-Петербурга и обязании призывной комиссии МОМО «Урицк» устранить допущенные нарушения. В ходе рассмотрения дела, заявитель уточнял требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в окончательном виде, просит:

  1. Признать 6ездействие призывной комиссии МО МО Урицк, выразившееся в воздержании от организации заседания призывной комиссии, в непринятии в отношении заявителя решения, предусмотренного ст. 28 п.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период с 1 апреля по 15 июля 2010 года незаконным.
  2. Признать бездействие военного комиссариата Санкт-Петербурга, выразившееся в воздержании от исполнения обязанности по организации призывных мероприятий в отношении заявителя в период с 1 апреля по 15 июля 2010 года незаконным.
  3. Признать незаконным решение призывной комиссии МО МО «Урицк» от 21.06.2010 года о направлении на медицинское обследование.
  4. Признать действие врача-хирурга, выразившееся в изменении формулировки диагноза заявителя пpи проведении медицинского освидетельствования 8 июля 2010 года незаконным.
  5. Признать итоговое заключение о категории годности врача, руководящего работой медицинской комиссии, вынесенное без учета медицинских документов, представленных в личное дело призывника, незаконным и отменить его;
  6. Обязать призывную комиссию МО МО «Урицк» в порядке ст.ст. 206, 258 ГПК устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя, и в период с 01 апреля 2011г. по 15 июля 2011г. обязав врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию установить категорию годности в отношении заявителя на основании медицинских документов, имеющихся в личном деле Агапова В.А. и призывную комиссию МО «Урицк» принять в отношении заявителя решение, предусмотренное п. 1 ст. 28 «О воинской обязанности и военной службе».

По существу заявления указывая, что в призывной период с 01.04.2010г. по 15.07.2010г. призывная комиссия МО «Урицк», и вышеуказанные должностные лица, нарушили требования ФЗ «О воинской обязанности», в том числе врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан вынес заключение о категории годности заявителя «Б-3» не на основании представленных медицинских документов, а на основании заключения врача-хирурга, установившего новый диагноз заявителю. Во время призыва на военную службу, военный комиссариат не исполнял обязанности по надлежащей организации призыва заявителя на военную службу, призывная комиссия не осуществила необходимые запросы в медицинские учреждения для установления диагноза заболевания заявителю и в установленный срок не приняла решение в отношении заявителя о зачислении его в запас по состоянию здоровья.

В судебном заседании Агапов В.А. не явился, его представители Агапова И.Г., Касьянчик О.М., Павлова О.В. на удовлетворении заявления настаивали, поддерживая письменные доводы (л.д.4-9, 65-66,74-75,76, 109-110).

Представитель заинтересованного лица призывной комиссии МОМО «Урицк» Рассев М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, полагая действия призывной комиссии законными и обоснованными, доказательств и возражений суду не представил.

Заинтересованное лицо врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, член призывной комиссии МО МО «Урицк» Поляков П.И. в суд не явился, представив письменный отзыв на требования заявителя (л.д.136-137), полагая их не обоснованными, указывая, что медицинский диагноз, на который ссылается заявитель, представленными медицинскими документами не подтвержден.

Представитель заинтересованного лица военный комиссариат Санкт-Петербурга о слушании дела извещен, в уд не явился, возражений на требования не представил.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнения и доводы представителей Агапову И.Г., Касьянчик О.М., Павлову О.В., возражения представителя Рассева М.А., приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что призывник Агапов Владислав Александрович, 05 мая 1989 года рождения, был принят на учет в качестве призывника военным комиссариатом Красносельского района Санкт-Петербурга 07.03.2006 г., установлена категория годности А-1, предназначение ВДВ. Решением призывной комиссии Агапову В.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пункту 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до получения высшего образования - до 31.08.2007г., 29.11.2007г. отсрочка продлена до 01.03.2012г. Приказом от 25.03.2008г. Агапов В.А. был отчислен из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета за академическую неуспеваемость.

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Основные задачи военных комиссариатов регламентируются «Положением о военных комиссариатов», утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов,а не самими военными комиссариатами.

Таким образом, военный комиссариат является компетентным органом, обязанным организовать медицинское освидетельствование при призыве граждан на военную службу.

Из представленных в материалы дела документов, суд не усматривает бездействие военного комиссариата Санкт-Петербурга в отношении заявителя. В связи с чем, требования Агапова В.А. в этой части удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе согласно предусмотренным категориям.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывная комиссия по призыву граждан на военную службу, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, обязана организовать медицинское освидетельствование указанных граждан и принять в отношении них решение о призыве на военную службу, либо о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, либо об освобождении от призыва на военную службу, либо о зачислении в запас, либо об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 названной статьи определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" от 25.02.2003 г. N 123.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Агапову В.А., после медицинского освидетельствования, 21.06.2010г. было выдано направление в СПб ГУЗ "Мариинская больница", которое в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по здравоохранению от 19 апреля 2010 года проводит стационарное обследование призывников по профилю ортопедия.

Доводы заявителя о том, что в решении о направлении на стационарное медицинское обследование от 21.06.2010г. указана ст.30 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которая отменена в 2005 году, не имеют правового значения при рассмотрении дела, поскольку выписка из решения призывной комиссии (л.д.83), которую обжалует заявитель, не является решением органа государственной власти, местного самоуправления, затрагивающим права и обязанности граждан, а является лишь одной из форм делопроизводства.

Доводы заявителя о то, что решение о направлении на стационарное медицинское обследование должно было приниматься только в его присутствии, суд полагает не обоснованными, поскольку действующее законодательство не содержит указанных требований. В связи с чем, суд отказывает Агапову В.А. в требовании о признании решения призывной комиссии МО МО «Урицк» от 21.06.2010г. о направлении на медицинское обследование незаконным.

В ходе стационарного обследования с 01.07.2010г. по 07.07.2010г. в СПб ГУЗ " Городская Мариинская больница" заявителю был установлен диагноз «сколиоз грудного и поясничного отделов позвоночника второй степени. Распространенный остеохондроз. Дисплазия L5. Продольное плоскостопие обеих стоп второй степени. Деформирующий артроз суставов сводов стоп второй степени. Деформирующий артроз суставов сводов стоп второй стадии (л.д.17). Таким образом, заявителю был подтвержден ранее установленный диагноз в РНИИТО им. Вредена (л.д.13,15). Согласно разъяснениям СПб ГУЗ " Городская Мариинская больница" о наличии нарушений функций позвоночника и стоп, их стадии и степени нарушений, указано, что у заявителя имеется: «продольное плоскостопие обеих стоп второй степени. Деформирующий артроз суставов сводов стоп второй стадии. незначительное нарушение функций (что соответствует ст. 68 п. «В» расписания болезней). S-образный сколиоз грудного и поясничного отделов позвоночника второй степени. Распространенный остеохондроз. Дисплазия L5. Незначительное нарушение функций (что соответствует ст. 66 п. «В» расписания болезней) (л.д.21).

В нарушение требований законодательства, 08.07.2010г. по результатам медицинского освидетельствования, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дал заключение о годности Агапова В.А. к военной службе по категории Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями). Данное заключение вынесено только на основании диагноза, установленного врачом-хирургом при проведении медицинского освидетельствования, противоречит иным представленным медицинским документам заявителя и не подтверждено объективно.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений лежит на заинтересованном лице.

Доводы врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, Полякова П.И. о том, что установленный заявителю диагноз в СПб ГУЗ " Городская Мариинская больница" должен быть подтвержден только рентгенологическим обследованием в положении лежа, не подтверждены объективно. Кроме того, если заключение медицинского обследования призывника, не позволяет с достоверностью установить диагноз заболевания, призывная комиссия не лишена была возможности отправить заявителя на дополнительное медицинское обследование для проведения необходимых рентгенологических обследований.

В связи с чем, суд удовлетворяет требования Агапова В.А., признает действия врача-хирурга, выразившееся в изменении формулировки диагноза заявителя при проведении медицинского освидетельствования 08.07.2010г. и итоговое заключение о категории годности врача, руководящего работой медицинской комиссии не законными.

При наличии итогового заключения о категории годности заявителя от 08.07.2010г., призывная комиссия МО МО «Урицк» в срок до 15.07.2010г. должна была принять в отношении заявителя одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе». Однако, в нарушение требований закона, заседание призывной комиссии не проводилось, решения в отношении Агапова В.А. не принималось. 08.07.2010г. Агапову В.А. была вручена повестка для прохождения медицинского освидетельствования в осенний призыв 08.10.2010г. Таким образом, суд пришел к выводу, что требования Агапова В.А. о признании бездействия призывной комиссии МО МО Урицк, выразившееся в воздержании от организации заседания призывной комиссии, в непринятии в отношении заявителя решения, предусмотренного п. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период с 01.04.2010г. по 15.07.2010г. незаконным подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 249, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать 6ездействие призывной комиссии МО МО Урицк, выразившееся в воздержании от организации заседания призывной комиссии, в непринятии в отношении заявителя решения, предусмотренного ст. 28 п.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период с 1 апреля по 15 июля 2010 года незаконным.

Признать действие врача-хирурга, выразившееся в изменении формулировки диагноза Агапова В.А. пpи проведении медицинского освидетельствования 8 июля 2010 года незаконным.

Признать итоговое заключение врача, руководящего работой медицинской комиссии от 08.07.2010г. о категории годности Агапова В.А., вынесенное без учета медицинских документов, представленных в личное дело призывника, незаконным и отменить его.

Обязать призывную комиссию МО МО «Урицк» устранить допущенные нарушения, и в период с 01 апреля 2011г. по 15 июля 2011г. по результатам медицинского освидетельствования, на основании акта исследования состояния здоровья, решить вопрос о годности призывника Агапова В.А. к военной службе с учетом всех данных о состоянии его здоровья и физического развития и принять в отношении Агапова В.А. решение, предусмотренное п. 1 ст. 28 «О воинской обязанности и военной службе».

В удовлетворении заявления Агапова В.А. о признании бездействия военного комиссариата Санкт-Петербурга, выразившееся в воздержании от исполнения обязанности по организации призывных мероприятий в отношении заявителя в период с 1 апреля по 15 июля 2010 года незаконным и признании незаконным решения призывной комиссии МО МО «Урицк» от 21.06.2010 года о направлении на медицинское обследование отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через канцелярию Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.

Судья: