о выселении



Дело № 2-370/11 22 февраля 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи- Новиковой Н.В.,

с участием прокурора Завьяловой Т.С.,

при секретаре Сухаревой Э.А.,

при участии представителя Войсковой части Гусевой В.А. по доверенности от 15.09.2010 (л.д.4),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Войсковой части № *** к Курдюкову Ю.П., Никитиной В.Ю., Курдюкову Д.Ю. о выселении, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о выселении, указывая, что ответчики проживают в трехкомнатной квартире в закрытом военном городке по адресу : г. С- Петербург, ***, были вселены в качестве членов семьи военнослужащего, который проходил военную службу в В/ч ***, Войсковая часть является закрытым военным городком. Статус закрытого военного городка, имеющего на праве оперативного управления жилищный фонд, подтвержден распоряжением Правительства РФ от 17.03.2005 г. № 286-р. Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти или в связи с прохождением службы- ст. 93 ЖК РФ. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» все жилые помещения в закрытых военных городках являются служебными. Верховным Судом РФ подтверждено, что по смыслу ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» создание военных городков и наделение их особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, жилыми /в том числе служебными/ помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений. В закрытых военных городках военнослужащие, члены их семей обеспечиваются только служебными жилыми помещениями, и только на период военной службы. В соответствии с п. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения- члены семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Дирекцией по строительству на основании государственных контрактов закуплены квартиры в Санкт- Петербурге для освобождения служебных жилых помещений и отселения граждан из закрытого военного городка. Ответчики на момент решения об их отселении военнослужащими войсковой части уже не являлись. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, ст. 5 Закона Санкт- Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт- Петербурге», на заседании жилищной комиссии в/ч от 20.05.2009 г., протокол №8, ответчикам на семью из 3 человек было выделено жилое помещение-двухкомнатная квартира, общей площадью 54.8 кв., что соответствует норме, переехать в предоставленную квартиру они отказываются. Истец просит выселить ответчиков из квартиры, расположенной по адресу: Санкт- Петербург, *** с предоставлением квартиры по адресу г. С- Петербург, ***.

Истец в судебном заседании поддержал ранее заявленные исковые требования и пояснил, что иных требований к выселению законодательство не предусматривает, на человека должно быть представлено не менее 18 кв.м. площади, что было сделано истцом (что отличается от размеров предоставления жилых помещений в связи с улучшением жилищных условий), закупается конкретная квартира конкретной семье, предоставляемая квартира соответствует всем санитарно- техническим нормам.

Ответчики возразили против удовлетворения иска, пояснили, что не согласны с предоставляемым жилым помещением, полагали, что имеют право каждый на отдельную комнату.

Прокурор полагал правильным и необходимым выселить ответчиков из спорного жилого помещения, поскольку оно являлось служебным В\ч, никогда не относилось к жилищному фонду Красносельского района, было предоставлено ответчику- военнослужащему, в связи со служебными отношениями, которые прекращены 15.12.1989 года, считает правильным применение ст. 305 ГК РФ о защите прав владельца, не являющегося собственником помещения- новые военнослужащие поступают на службу и их некуда селить, т.к. никто не хочет освобождать служебное жилье, хотя не состоят на военной службе и служебный жилой фонд МО РФ не используется по прямому назначению, из- за этого В\ч несет расходы по компенсации военнослужащим средств, затраченных на найм жилья для проживания.

Исследовав доводы сторон, письменные доказательства по делу, суд считает иск В\ч правильным и подлежащим удовлетворению частично.

Материалами дела подтверждается, что Войсковая часть № *** является одновременно закрытым военным городком, имеет на праве оперативного управления жилищный фонд, что подтверждается уставом (л.д. 43-46), свидетельство о внесении в реестр федерального имущества (л.д. 54), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.53), ответчики зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире в закрытом военном городке, куда были вселены в качестве членов семьи военнослужащего Курдюкова Ю.П., без ордера, на основании решения жилищной комиссии данной В\Ч, который проходил военную службу с 22.09.1971 по 15.12.1989 года, был уволен в запас по выслуге установленного срока действительной военной службы (л.д.52).

Судом установлено, что Дирекцией по строительству, на основании государственных контрактов, были закуплены квартиры в Санкт- Петербурге для освобождения служебных жилых помещений и отселения граждан из закрытых военных городков, решением жилищной комиссии в/ч от 20.05.2009 Курдюкову Ю.П. на семью в составе 3х человек (он, дочь, сын) было выделено жилое помещение- благоустроенная 2-комнатная квартира в новом доме общей площадью 54.80 кв.м. (л.д.6), каждому члену семьи приходится по 18 кв.м. жилой площади. Ответчики переехать в предоставленную квартиру отказываются /л.д. 10/.

Согласно абз. 9 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ министра обороны СССР от 23 декабря 1980 г. N 363, которым утверждать перечни закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках, имеет право командующий войсками округа (флота).

Согласно ст. 15 указанного закона в закрытых военных городках военнослужащим- гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

В силу п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, зарегистрированного в Минюсте РФ 7 июня 2000 г. за N 2260, вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. Запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, установлен ст. 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Поскольку ответчики на момент рассмотрения спора военнослужащими не являются, то к возникшим правоотношениям не применимы нормы ФЗ «О статусе военнослужащих», соответственно, вопрос о выселении должен регулироваться ЖК РФ.

В силу ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления им других помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ".

Анализируя данную норму Закона, можно прийти к выводу, что и по новому жилищному законодательству лица, до 1 марта 2005 года законно занимающие служебные жилые помещения в закрытых военных городках, могут быть выселены оттуда только с предоставлением другого жилья.

Судом установлено, что предоставляемое ответчикам жилое помещение по *** в Санкт-Петербурге соответствует требованиям закона, исходя из нормы, регламентированной п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге"- 18 кв.м. на одного члена семьи.

Жилой фонд, расположенный в военном городке, находится в оперативном управлении В\ч и в соответствии со ст. ст. 120, 296 ГК РФ должен быть использован только в соответствии с целями своей деятельности - для проживания военнослужащих, принятых по контракту.

ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства. Квартира по ул. Свободы никогда не относилась к муниципальному жилищному фонду, а являлась служебной, располагалась в закрытом военном городке, использовалась для проживания военнослужащих на период службы. Данная квартира была предоставлена военнослужащему Курдюкову Ю.П. и членам его семьи на период его службы. Вселялся он с семьей на условиях временного использования данной квартиры, по истечении службы был обязан освободить данную площадь. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащий и члены его семьи не состояли и не состоят. Служебные отношения у Курдюкова Ю.П. прекращены, никто из ответчиков на момент решения об отселении не находился в служебных отношениях с Войсковой частью. В период увольнения Курдюкова Ю.П. из Вооруженных сил в 1989 году обязанности по обеспечению его жилым помещением у государства не имелось. Войсковая часть занимается переселением из закрытого военного городка, а не разрешает вопросы предоставления жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий. Предоставлением жилых помещений, ведение учета нуждающихся в жилых помещениях возложено законом на районные Администрации, т.е. исполнительные органы власти Санкт-Петербурга, куда ответчики не лишены возможности обратиться. Наорганы военного управления возложена обязанность обеспечить отселение граждан из закрытого военного городка по норме 18 кв.м. на одного человека, что в рассматриваемом случае соблюдено. Предоставление большей квартиры возможно лишь в порядке улучшения жилищных условий лицам, состоящим на учете по предоставлению жилых помещений в органах исполнительной власти.

В этой связи суд пришел к выводу о правомерности иска. Отказ граждан в отселении из закрытого военного городка влечет невозможность реализации жилищных прав вновь прибывших на службу военнослужащих, которые вынуждены снимать жилое помещение для проживания, а Войсковая часть обязана компенсировать данные затраты из государственных средств.

В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 данного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Судом оставлено без удовлетворения устное ходатайство представителя ответчика об отложении слушания дела, поскольку оно не содержало конкретного основания и являлось предположительным.

Доводы представителя ответчика о том, что дом относится к Ленобласти, противоречат территориальному делению Санкт-Петербурга, в соответствии с которым *** относится к Красному Селу г. Санкт-Петербурга. То, что дом по данным технического учета до настоящего времени не оформлен надлежащим образом- правового значения для подсудности спора не имеет и предметом спора квартира по ул. Свободы не выступает.

Расходы по оплате госпошлины суду на момент рассмотрения спора не представлены, имеется лишь заявка, которая не подменяет платежного финансового документа (л.д.14), соответственно, в удовлетворении требований о взыскании с ответчиков оплаченной госпошлины должно быть отказано.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 3, 56,57,59,60,67,167, 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Войсковой части № *** удовлетворить частично.

Выселить Курдюкова Ю.П., Никитину В.Ю., Курдюкова Д.Ю. из квартиры *** с предоставлением другого жилого помещения- квартиры *** в Санкт -Петербурге, со снятием с регистрационного учета.

В удовлетворении остальной части требований- отказать.

Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения в окончательной форме.

Судья Новикова Н.В.