Дело № 2-302/11 15.03.2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи- Новиковой Н.В., с участием прокурора Завьяловой Т.С., при секретаре Власовой О.В., при участии представителя Войсковой части Гусевой В.А. по доверенности от 15.09.2010, представителя В/ч по доверенности Радковского В.С., Куликовой Е.А., Рябчиковой А.Е., Рябчиковой А.Е., адвоката ответчиков Зарбеева Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Войсковой части № *** к Куликовой Е.А., Рябчиковой А.Е., Рябчиковой А.Е. о выселении, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о выселении, указывая, что ответчики Куликова Е.А., Рябчикова А.Е. (*** г.р.) и Рябчикова А.Е. (*** г.р.) проживают в трехкомнатной квартире в закрытом военном городке по адресу: Санкт-Петербург, ***. Указанная квартира была предоставлена на время прохождения военной службы военнослужащему войсковой части *** Рябчикову Е.В. и членам его семьи: жене -Рябчиковой Е.А.(с 2002 г. Куликова Е.А.), дочери -Рябчиковой А.Е., дочери -Рябчиковой А.Е. Основанием для предоставления квартиры явилось решение жилищной комиссии войсковой части *** от 09.09.1992 № 4. Рябчиков Е.В. был уволен с военной службы 15.04.1996 по состоянию здоровья с выслугой более 20 лет, выехал на другое место жительства за пределы Санкт-Петербурга и умер 14.02.2009. Куликова Е.А., Рябчикова А.Е. и Рябчикова А.Е. трудовыми отношениями с войсковой частью *** не связаны, военную службу в части не проходят. Войсковая часть *** является закрытым военным городком. Статус закрытого военного городка, подтвержден распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 752-р (в редакции распоряжения Правительства от 17 марта 2005 г. № 286-р), в котором утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Бывший муж Куликовой Е.А. жилого помещения от войсковой части не получал, снялся с регистрационного учета и выехал на постоянное место своего жительства в г. Воронеж. Куликова Е.А. и ее дочери, проживающие в закрытом военном городке имеют право на получение жилого помещения для постоянного места жительства, в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка на основании подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 15 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норма предоставления площади жилого помещения составляет: 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек. В октябре 2007 года Куликова Е.А. подала исковое заявление в Красносельский федеральный районный суд об определении порядка пользования жилым помещением в закрытом военном городке между ней и ее дочерьми. 14 ноября 2007 года Красносельским федеральным районным судом было вынесено решение отказать в иске Куликовой Е.А. Определением Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2008 года по кассационной жалобе Куликовой Е.А. решение от 14.11.2007 года Красносельского федерального районного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения. Куликовой Е.А. на жилищной комиссии Войсковой части *** от 29 апреля 2009 г. (протокол № 6) выделено жилое помещение на состав семьи из три человека: Куликова Е.А., Рябчикова А.Е., Рябчикова А.Е., по адресу: Санкт-Петербург, ***, общей площадью 55,6 кв.м., что соответствует норме предоставления. Куликова Е.А. и ее дочери от предложенной квартиры отказались, так как полагают, что им должны быть предоставлены три отдельные квартиры. В своем Определении Конституционный Суд указал, что жилые помещения в домах закрытых военных городков относятся к ведомственному) жилищному фонду, который согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. состоит в государственной собственности Российской Федерации и находится в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности. Образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений (расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Жилые помещения в домах закрытых военных городков предназначены для расквартирования воинских частей, размещения военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей. Именно специализированным характером закрытых военных городков обусловлен запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений. Истец в судебном заседании поддержал ранее заявленные исковые требования и пояснил, что иных требований к выселению законодательство не предусматривает, на человека должно быть представлено не менее 18 кв.м. площади, что было сделано истцом (что отличается от размеров предоставления жилых помещений в связи с улучшением жилищных условий), закупается конкретная квартира конкретной семье, предоставляемая квартира соответствует всем санитарно- техническим нормам. Ответчики возразили против удовлетворения иска, пояснили, что не согласны с предоставляемым жилым помещением, полагали, что имеют право каждый на отдельную комнату. Прокурор полагал правильным и необходимым выселить ответчиков из спорного жилого помещения, поскольку оно являлось служебным В\ч, никогда не относилось к жилищному фонду Красносельского района, было предоставлено ответчику- военнослужащему, в связи со служебными отношениями, которые прекращены, считает правильным применение ст. 305 ГК РФ о защите прав владельца, не являющегося собственником помещения- новые военнослужащие поступают на службу и их некуда селить, т.к. никто не хочет освобождать служебное жилье, хотя не состоят на военной службе и служебный жилой фонд МО РФ не используется по прямому назначению, из- за этого В\ч несет расходы по компенсации военнослужащим средств, затраченных на найм жилья для проживания. Исследовав доводы сторон, письменные доказательства по делу, суд считает иск В\ч правильным и подлежащим удовлетворению. Материалами дела подтверждается, что Войсковая часть № *** является одновременно закрытым военным городком, имеет на праве оперативного управления жилищный фонд, что подтверждается уставом, свидетельством о внесении в реестр федерального имущества, свидетельством о государственной регистрации права, ответчики зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире в закрытом военном городке, куда были вселены в качестве членов семьи военнослужащего Рябчикова Е.В., по ордеру, на основании решения жилищной комиссии данной В\Ч, который проходил военную службу по 15.04.1996 года, был уволен в запас по состоянию здоровья. Судом установлено, что Дирекцией по строительству, на основании государственных контрактов, были закуплены квартиры в Санкт- Петербурге для освобождения служебных жилых помещений и отселения граждан из закрытых военных городков, решением жилищной комиссии в/ч от 29.04.2009 Куликовой Е.А. на семью в составе 3х человек (он и две дочери) было выделено жилое помещение- благоустроенная 2-комнатная квартира в новом доме общей площадью 55.60 кв.м., каждому члену семьи приходится по 18 кв.м. жилой площади. Ответчики переехать в предоставленную квартиру отказываются. Согласно абз. 9 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ министра обороны СССР от 23 декабря 1980 г. N 363, которым утверждать перечни закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках, имеет право командующий войсками округа (флота). Согласно ст. 15 указанного закона в закрытых военных городках военнослужащим- гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. В силу п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, зарегистрированного в Минюсте РФ 7 июня 2000 г. за N 2260, вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. Запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, установлен ст. 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку ответчики на момент рассмотрения спора военнослужащими не являются, то к возникшим правоотношениям не применимы нормы ФЗ «О статусе военнослужащих», соответственно, вопрос о выселении должен регулироваться ЖК РФ. В силу ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления им других помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ". Анализируя данную норму Закона, можно прийти к выводу, что и по новому жилищному законодательству лица, до 1 марта 2005 года законно занимающие служебные жилые помещения в закрытых военных городках, могут быть выселены оттуда только с предоставлением другого жилья. Судом установлено, что предоставляемое ответчикам жилое помещение по *** в Санкт-Петербурге соответствует требованиям закона, исходя из нормы, регламентированной п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге"- 18 кв.м. на одного члена семьи. Жилой фонд, расположенный в военном городке, находится в оперативном управлении В\ч и в соответствии со ст. ст. 120, 296 ГК РФ должен быть использован только в соответствии с целями своей деятельности - для проживания военнослужащих, принятых по контракту. ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства. Квартира по ул. Свободы никогда не относилась к муниципальному жилищному фонду, а являлась служебной, располагалась в закрытом военном городке, использовалась для проживания военнослужащих на период службы. Данная квартира была предоставлена военнослужащему и членам его семьи на период его службы. Вселялся он с семьей на условиях временного использования данной квартиры, по истечении службы был обязан освободить данную площадь. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащий и члены его семьи не состояли и не состоят. Служебные отношения прекращены, никто из ответчиков на момент решения об отселении не находился в служебных отношениях с Войсковой частью. В период увольнения военнослужащего из Вооруженных сил обязанности по обеспечению его жилым помещением у государства не имелось. Войсковая часть занимается переселением из закрытого военного городка, а не разрешает вопросы предоставления жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий. Предоставлением жилых помещений, ведение учета нуждающихся в жилых помещениях возложено законом на районные администрации, т.е. исполнительные органы власти Санкт-Петербурга, куда ответчики не лишены возможности обратиться. Наорганы военного управления возложена обязанность обеспечить отселение граждан из закрытого военного городка по норме 18 кв.м. на одного человека, что в рассматриваемом случае соблюдено. Предоставление большей квартиры возможно лишь в порядке улучшения жилищных условий лицам, состоящим на учете по предоставлению жилых помещений в органах исполнительной власти. В этой связи суд пришел к выводу о правомерности иска. Отказ граждан в отселении из закрытого военного городка влечет невозможность реализации жилищных прав вновь прибывших на службу военнослужащих, которые вынуждены снимать жилое помещение для проживания, а Войсковая часть обязана компенсировать данные затраты из государственных средств. В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 данного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Судом установлено, что ордер выдан на право занятия служебной квартиры по ул. Свободы в г. Красное село Санкт-Петербурга командиром В\ч ***, по решению жилищной комиссии В\ч, в связи со служебными отношениями Рябчикова Е.В., а оформлен на типовом бланке местного органа власти, в связи с чем на ордере имеются стандартные надписи « председатель райисполкома» и «зав. отделом учета и расп. жилой площади». Администрацией района подтверждено, что ордер на данное жилое помещение ею не выдавался. Расходы по оплате госпошлины подлежат возмещению в равных долях в порядке ст. 98 ГПК РФ. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 3, 56,57,59,60,67,167, 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Войсковой части № *** удовлетворить. Выселить Куликову Е.А., Рябчикову А.Е. и Рябчикову А.Е. из жилого помещения в закрытом военном городке по адресу: *** с предоставлением жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, ***, со снятием с регистрационного учета. Взыскать в пользу В\ч *** государственную пошлину с Куликовой Е.А., Рябчиковой А.Е., Рябчиковой А.Е. в равных долях: по 1 333 рубля с каждого. Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения в окончательной форме. Судья Новикова Н.В.