о признании садового дома жилым помещением



Дело № 2-197/11                                                                                          17 марта 2011 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииКрасносельский Федеральный районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Мазурова Н.Е.

при секретаре Борониной И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александровой Н.А. о признании садового дома жилым помещением пригодным для проживания

У С Т А Н О В И Л:

Александрова Н.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать садовый домик, расположенный на принадлежащим ей земельном участке в Садоводческом товариществе «***» жилым домом, пригодным для постоянного проживания. В обосновании своих требований указала, что является членом этого некоммерческого садового товарищества, в 2002 году на земельном участке был построен дом, 30 июля 2008 года данному строению присвоен адрес: Садоводство «***», ***. Построенный дом отвечает всем санитарным и техническим требованиям, в нем имеется отопление, водоснабжение, электроосвещение, газоснабжение. Дом пригоден для постоянного проживания в нем, является для неё единственно возможным местом проживания.

По инициативе заявительницы по определению суда от 28 октября 2010 года по делу проведена строительно-техническая экспертиза для определения относится ли построенное строение к жилому дому, возможности постоянного проживания в нем. На время проведения экспертизы производство по делу было приостановлено, а затем возобновлено по определению Красносельского районного суда от 19 января 2011 года.

В судебном заседании представитель Александровой Н.А., ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, поддержал заявленные требования.

Представитель администрации Красносельского района просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь, что она не является собственником построенного дома.

Представитель Садового некоммерческого товарищества «***», зная о времени рассмотрения дела, не явился в судебное заседание.

Представитель Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просил рассмотреть дело без их участия. Представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что до принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих порядок признание жилых строений на садовых земельных участков пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение, если строение располагается на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта и оно должно быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.

Представитель Санкт-Петербурского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» просил рассмотреть дело без их участия, направил в суд письменный отзыв, в нем он сообщил, что в случае подтверждения Александровой Н.А. своих требований после её обращения будет изготовлена на жилой дом соответствующая техническая документация.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав собранные доказательства, суд считает заявление Александровой Н.А. обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, имеющих юридическое значение.

Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации.

Как видно из материалов дела и установлено судом Александрова Н.А. с 1995 года является членом Садоводческого некоммерческого товарищества «***», на праве собственности владеет земельным участком № 1 площадью 1037 кв. метров кадастровый номер *** в этом садоводстве, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданному ей 25.09.1996 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 (л.д.15-18). Построенному на этом земельном участке, относящемуся к категории земель населенных пунктов, жилому дому присвоен адрес: г. Санкт-Петербург, ***, садоводство «***», ***, он имеет кадастровый номер - *** (л.д. 19-28).

Собственник земельного участка в соответствии со ст. 263 ГК РФ может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

По заключению эксперта ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы» от 09.12.2010 г. следует, что садовый дом, расположенный по вышеназванному адресу по своему объемно - планировочному и конструктивному исполнению, по состоянию строительных конструкций, по уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, по внутреннему благоустройству и обеспеченности инженерными коммуникациями, по санитарно эпидемиологическим условиям, по размещению относительно соседних зданий и границ участка, ответствует установленным строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к помещениям, пригодным для постоянного проживания. Он пригоден для дальнейшей эксплуатации в качестве жилого дома и постоянного проживания (л.д. 81-99).

Конституционный Суд Российской Федерации, признавая в своем Постановлении от 14 апреля 2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац 2 статьи 1 названного выше закона в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, указал в п.3.2, что в отличии от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

До принятия, в том числе и субъектами Российской Федерации соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

Удовлетворяя требования заявительницы, суд учитывает, что построенное ей строение относится к жилому дому, является для неё единственно возможным местом проживания. Жилой дом расположен на принадлежащем ей земельном участке, который относится к категории земель населенных пунктов.           

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить факт и признать, что построенный Александровой Н.А. садовый дом, расположенный на принадлежащем ей земельном участке площадью 1037 кв. метров по адресу: Санкт-Петербург, ***, садоводство «***», ***, является жилым домом пригодным для постоянного проживания.

Решение суда может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья