Дело № 2-319/11 10 марта 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Плешаковой Т.А., при секретаре Сухаревой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елисеевой И.В. об оспаривании решения Администрации Красносельского района УСТАНОВИЛ: Первоначально Елисеева И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения первого заместителя главы Администрации Красносельского района Иванова С.В. от 30.08.2010г., указывая, что указанным решением ей было предложено приобрести земельный участок исключительно на торгах (аукционах) за плату. С данным решением заявительница не согласна, просила обязать Администрацию предоставить ей земельный участок для индивидуального или дачного строительства, поскольку она имеет ребенка-инвалида. В ходе рассмотрения дела, заявительница уточнила требования, просила признать отказ Администрации Красносельского района в предоставлении земельного участка для индивидуального или дачного строительства от 30.08.2010г. незаконным. В судебное заседание заявительница явилась, на удовлетворении заявления настаивала, поясняя, что хочет получить участок в долгосрочную аренду под ИЖС, и построив жилой дом перевести его в собственность. Представитель заинтересованного лица Администрации Красносельского района Федорова О.С. против удовлетворения заявления возражала. Указывая, что заявительница в заявлении не указывала в заявлении, что просит предоставить участок в аренду. В соответствии с законодательством, истица не обладает правом на бесплатное получение земельного участка в собственность (отзыв л.д. 24-25). Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление не обоснованно и удовлетворению не подлежит. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Имея ребенка-инвалида Елисееву М.М., *** года рождения, в июле 2010 года Елисеева И.В. обратилась с заявлением в Администрацию Красносельского района с просьбой предоставить ей земельный участок для индивидуального или дачного строительства или ведения садоводства (л.д.18). В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Статьей 28 Земельного Кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005г. № 397-64 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства» и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.04.2006г. № 343 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005г. № 397-64» на территории Санкт-Петербурга земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства предоставляются в собственность без проведения торгов отдельным категориям граждан РФ, проживающим на территории Санкт-Петербурга не менее 20 лет, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, спортом, законодательства и просвещения. Учет этих граждан ведется Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Граждане, не имеющие право на получение земельных участков без проведения торгов, могут приобретать их исключительно на торгах. Указанный закон утратил силу 12.06.2010г. в связи с вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга от 28.04.2010г. № 240-65. Граждане, принятые на учет до 11.06.2010г., которым могут быть предоставлены бесплатно в собственность земельные участки без проведения торгов, сохранили свое право в прежнем порядке. В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует закон о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, для которых федеральным законодательством предоставлено первоочередное право на обеспечение земельными участками. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки инвалидам предоставляются в первоочередном порядке на основании договора купли-продажи либо на основании договора аренды. При обращении с заявлением, Елисеева И.В. не указала на каких условиях, она просит предоставить земельный участок, полагая, что имеет право на бесплатное получение земельного участка. Статьей 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Из пункта 11 статьи 30 ЗК РФ следует, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Однако пункт 4 указанной статьи предусматривает, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет. Статья 31 ЗК РФ регламентирует порядок выбора земельных участков для строительства. В ходе рассмотрения дела, заявитель уточнила свою правовую позицию, указав, что намерена взять земельный участок в аренду только для индивидуального жилищного строительства, а не ведения садоводства. При обращении Елисеевой И.В. был нарушен порядок, предусмотренный ст. 31 ЗК РФ, согласно которого гражданин, обращающийся с заявлением о предоставлении ему земельного участка, должен указать предполагаемое место размещения и обоснование размера земельного участка, приложить проект строительства и необходимые расчеты. Заявление Елисеевой И.В. не содержало сведений о местоположении земельного участка, его площади и других установленных законом сведений, в связи с чем, правовых оснований для признания решения Администрации от 30.08.2010г. незаконным не имеется. Поскольку, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. При этом, суд приходит к выводу, что решение Администрации в части рекомендации заявителю приобрести земельный участок исключительно на торгах (аукционах) нарушает принцип первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поскольку аукцион представляет собой продажу земельных участков для жилищного строительства или продажу права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, с публичных торгов, где продаваемое имущество (или право на аренду) приобретается лицом, предложившим наивысшую цену. Поэтому, при наличии первоочередного права на приобретение земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи, торги не проводятся. Процедура предоставления земельного участка, согласно ст. 30.1 ЗК РФ, предполагает опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади и других установленных законом сведений. В случае поступления заявлений проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Однако, при поступлении заявления от лица о предоставлении в аренду такого сформированного земельного участка, имеющего право на первоочередное получение земельного участка, по аналогии с ч. 11 ст. 38.1 ЗК РФ, организатор аукциона вправе отменить проведение аукциона в целях реализации прав гражданина, имеющего право на первоочередное предоставление земельного участка. Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, отказ суда в удовлетворении заявления Елисеевой И.В. о признании решения Администрации Красносельского района незаконным, не противоречит ее правам и законным интересам, как матери ребенка-инвалида. Поскольку, она не лишена возможности повторно обратиться в компетентные органы с соответствующим заявлением, исправив недостатки а именно: указав на каких условиях необходимо предоставить ей земельный участок (в аренду или собственность по договору купли-продажи) с указанием местоположения земельного участка, его площади и других установленных законом сведений. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Елисеевой И.В. о признании решения первого заместителя главы Администрации Красносельского района Иванова С.В. от 30.08.2010г. № 1149-57 незаконным отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательном виде. Судья: