о признании права собственности



Дело № 2-2854/11 15 сентября 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Овчарова В.В., при секретаре Семиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ветровой В.А. к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании права собственности в порядке наследования по закону,

УСТАНОВИЛ:

Ветрова В.А. обратилась с иском в суд к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании права собственности в порядке наследования по закону. В обоснование исковых требований истица указала, что 15 декабря 2010 года умер муж истицы – Васильев Б.А. При жизни Васильев Б.А. являлся собственником некоторого имущества, кроме того, в соответствии с договором приватизации от 26 января 2010 года, заключенным им с Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга, ему было передано в собственность жилое помещение: отдельная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Санкт-Петербург, ***. Будучи единственной наследницей по закону, имущества, оставшегося после смерти мужа, она в соответствии с законом в шестимесячный срок, обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве наследования на имущество.

Однако, выдать свидетельство о праве наследования именно на квартиру, нотариус отказался. В обоснование отказа, нотариус указал, что в соответствии со свидетельством о смерти её муж умер 15 декабря 2010 года, а в свидетельстве о регистрации права собственности квартиры выданном управлением гос. регистрации, дата выдачи документа о регистрации права собственности стоит – 17 декабря 2010 года, то есть, спустя два дня после смерти мужа. Таким образом, она считает, что смерть мужа до выдачи ему документов о регистрации его права собственности на квартиру, не может являться основанием сомнения в законности возникновения у неё права собственности на имущество, в порядке наследования по закону. Истица просит включить в наследственную массу после смерти 15.12.2010 г. Васильева Б.А. и признать право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г.Санкт-Петербург, ***.

Истица в суд явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель истицы в суд явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 32, 35).

Третье лицо – нотариус А*** П.П. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 19).

Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 34), о причине неявки суду не сообщил.

Выслушав мнение истицы, представителя истицы, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного заседания установлено, что 15 декабря 2010 года умер Васильев Б.А. (л.д. 6), который являлся мужем истицы Ветровой В.А. (л.д. 7). При жизни Васильев Б.А. являлся собственником некоторого имущества, кроме того, в соответствии с договором приватизации от 26 января 2010 года, заключенным Васильевым Б.А. с Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга, ему было передано в собственность жилое помещение: отдельная двух комнатная квартира, расположенная по адресу: г. Санкт-Петербург, *** (л.д. 8). Будучи единственной наследницей по закону имущества, оставшегося после смерти мужа, она в соответствии с законом в шестимесячный срок, обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве наследования на имущество.

Однако, выдать свидетельство о праве наследования именно на квартиру, нотариус отказался (л.д. 14). В обоснование отказа, нотариус указал, что в соответствии со свидетельством о смерти её муж умер 15 декабря 2010 года, а в свидетельстве о регистрации права собственности квартиры выданном управлением гос. регистрации, дата выдачи документа о регистрации права собственности стоит – 17 декабря 2010 года (л.д. 12), то есть, спустя два дня после смерти мужа. Квартира была передана Васильеву Б.А. в соответствии с договором приватизации, то есть на законных основаниях, при жизни он совершил все необходимые, в соответствии с законом, действия, направленные на регистрацию права собственности жилого помещения: собрал необходимые документы, оплатил государственную пошлину и подал весь пакет документов на регистрацию, согласно заявления (л.д. 24.

Таким образом, суд считает, что смерть Васильева Б.А. до выдачи ему документов о регистрации его права собственности на квартиру, не может являться основанием сомнения в законности возникновения у Ветровой В.А. права собственности на имущество, в порядке наследования по закону и включить в наследственную массу после смерти 15.12.2010 г. Васильева Б.А. и признать право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г.Санкт-Петербург, ***.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8"О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации")

«8. Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6)

Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано».

Таким образом, названным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы в уполномоченный орган, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.

Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.

Приведенная правовая позиция по способам выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма, отражена в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 56 пв 09. (Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 80-В10-4)

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 названного закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

По настоящему делу суд установил, что при жизни Васильев Б.А. дал доверенность и его представитель обратился с заявлением о передаче ему в собственность жилого помещения в порядке приватизации в уполномоченный жилищный орган, подал необходимые документы для государственной регистрации права собственности на спорную квартиру.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений статей 2, 7, 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и разъяснений по их применению, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что у суда есть все основания для включения спорной квартиры в наследственную массу и так же имеются основания для признания за Ветровой В.А. права собственности на нее в порядке наследования, так как включение жилого помещения в наследственную массу возможно только в том случае, когда наниматель выразил волю на его приватизацию в виде заявления, подал это заявление в государственный орган, занимающийся приватизацией с приложением необходимых документов, но не успел оформить договор о передаче жилого помещения по причинам от него независящим.

Суд считает возможным удовлетворить исковые требования Ветровой Веры Алексеевны в полном объеме.

Руководствуясь ст. 1141, ст.1142 ГК РФ, ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ветровой В.А. удовлетворить полностью.

1. Включить в наследственную массу после смерти 15.12.2010 г. Васильева Б.А. двухкомнатную квартиру, общей площадью 44,20 кв.м., жилой площадью 27,00 кв.м., расположенную на 7 этаже 9 этажного крупнопанельного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, ***.

5. Признать за Ветровой В.А., *** г.р., место рождения ***, пол женский, паспорт ***, зарегистрированной по адресу: г. Санкт-Петербург, ***, право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 44,2 кв.м., жилой площадью 27,0 кв.м., расположенную на 7 этаже 9 этажного крупнопанельного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ***.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней через канцелярию Красносельского районного суда.

Председательствующий судья: В.В. Овчаров