Дело № 2-3270/11 09 ноября 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Овчарова В.В., при секретаре Власовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозова А.И. об оспаривании действий должностных лиц, УСТАНОВИЛ Заявитель Морозов А.И. обратился в суд с заявлением о признании отказа в государственной регистрации от 27.06.2011 г. №№ *** и *** не законным и необоснованным, а также обязании устранить допущенные нарушения при повторном рассмотрении заявления о регистрации перехода права пожизненного владения земельным участком. В обоснование заявления указал, что 27.06.2011 г. государственным регистратором Н.В. Красовской вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации. Заявитель считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку его право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, *** установлено решением суда от 18.02.2008 г. № 2-96/08. Также считает неправомерным отказ в регистрации в связи с неоплатой государственной пошлины. Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Санкт-Петербургу представило отзыв (л.д. 26-28), согласно которому Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 г. № 395 и Законом о регистрации. Заявитель вступал в административные правоотношения по государственной регистрации прав не с государственными регистраторами Н.В. Красовской и М.В. Жуковой, а с Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу. Соответственно государственные регистраторы Н.В. Красовская и М.В. Жукова, не являлись стороной данных отношений, не могут выступать заинтересованным лицом по данному делу. В ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, *** и объект незавершенного строительства, расположенный по тому же адресу. 17.03.2011 г. заявитель обратился в Красносельский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, *** на основании решения суда от 18.02.2008 г. № 2-96/08. 03.05.2011 г. решением № ***, которое было принято в ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов согласно ст. 13 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации. Данное решение основано на том, что заявителем не было предоставлено свидетельство о праве на наследство, на основании которого происходит государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренное п. 2 ст. 21 ЗК РФ. Кроме того, не был представлен Кадастровый паспорт на земельный участок, в отсу4тствии которого невозможно было установить соответствие представленных документов п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации. Не был принят во внимание документ, представленный заявителем в качестве документа, свидетельствующего об оплате государственной пошлины, необходимость представления которого установлена п. 45 ст. 16 Закона о регистрации, поскольку он уже ранее представлялся в Управление для государственной регистрации иного права. Заявителю было предложено устранить выявленные замечания. 31.05.2011 г. Морозов А.И. обратился в Управление с заявлением о возобновлении регистрационных действий. 27.06.2011 г. решением № ***, № *** заявителю было отказано в государственной регистрации на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации. Заявителем не были приняты во внимание замечания, изложенные в решении о приостановлении государственной регистрации. Им не было представлено свидетельство о праве на наследство, кадастровый паспорт земельного участка и надлежащая квитанция об оплате государственной пошлины. Кроме того, Управлением был получен ответ на запрос из ФГУ «Земельная кадастровая палата по городу Санкт-Петербургу», подтверждающий отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, что препятствует государственной регистрации согласно п.1.2 ст. 20 Закона о регистрации. Заявитель Морозов А.И. в судебное заседание явился, доводы поддержал. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований заявителя, доводы изложенные в отзыве поддержала. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Согласно ст. 59 ГПК РФ Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Согласно ст. 67 ГПК РФ 1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. 2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. 3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 4. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Согласно ст. 56 ГПК РФ Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 г. № 395 и Законом о регистрации. Заявитель вступал в административные правоотношения по государственной регистрации прав не с государственными регистраторами Н.В. Красовской и М.В. Жуковой, а с Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу. Соответственно государственные регистраторы Н.В. Красовская и М.В. Жукова, не являлись стороной данных отношений, не могут выступать заинтересованным лицом по данному делу. Суд соглашается с доводами Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, что заинтересованным лицом по указанному делу является Управление Росреестра по Санкт-Петербургу. В ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, *** и объект незавершенного строительства, расположенный по тому же адресу. 17.03.2011 г. заявитель обратился в Красносельский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, *** на основании решения суда от 18.02.2008 г. № 2-96/08. 03.05.2011 г. решением № ***, которое было принято в ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов согласно ст. 13 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации. Данное решение основано на том, что заявителем не было предоставлено свидетельство о праве на наследство, на основании которого происходит государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренное п. 2 ст. 21 ЗК РФ. Кроме того, не был представлен Кадастровый паспорт на земельный участок, в отсу4тствии которого невозможно было установить соответствие представленных документов п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации. Не был принят во внимание документ, представленный заявителем в качестве документа, свидетельствующего об оплате государственной пошлины, необходимость представления которого установлена п. 45 ст. 16 Закона о регистрации, поскольку он уже ранее представлялся в Управление для государственной регистрации иного права. Заявителю было предложено устранить выявленные замечания. 31.05.2011 г. Морозов А.И. обратился в Управление с заявлением о возобновлении регистрационных действий. 27.06.2011 г. решением № ***, № *** заявителю было отказано в государственной регистрации на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации. Заявителем не были приняты во внимание замечания, изложенные в решении о приостановлении государственной регистрации. Им не было представлено свидетельство о праве на наследство, кадастровый паспорт земельного участка и надлежащая квитанция об оплате государственной пошлины. Кроме того, Управлением был получен ответ на запрос из ФГУ «Земельная кадастровая палата по городу Санкт-Петербургу», подтверждающий отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, что препятствует государственной регистрации согласно п.1.2 ст. 20 Закона о регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ установлено, что земельный участок, как объект правоотношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого удостоверены в установленном порядке. В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Из норм ст.ст. 1, 2, 12 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним» следует, что отсутствие кадастрового номера указывает на индивидуализации объекта недвижимости и является препятствием как для заключения гражданско-правовой сделки, так т регистрации возникающего на основании такой сделки права. В силу ч. З ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Статьи 39-40 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливают порядок согласования местоположения границ земельных участков, оформление согласования границ в форме акта согласования. Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство, а именно мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.., проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Из изложенного следует, что земельный участок, не прошедший в установленном порядке государственный кадастровый учет, не может являться предметом гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 39 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Установлено, что кадастровый план земельного участка отсутствует. В соответствии с пп. 2, 3 и 6 п. 1 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении такого вида объекта недвижимости, как земельный участок, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения: - кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; - описание местоположения границ объекта недвижимости; - площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований. Указанные требования Закона заявителем выполнены не были. В силу п.2 ч.1 ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются в том числе земельные участки; части земельных участков. Согласно ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; иных предусмотренных федеральными законами случаев. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Установлено, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие его доводы о том, что он в установленном законом порядке получил право пожизненного наследуемого владения в связи с принятием наследства. Согласно ст. 8 ГК РФ Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности Ссылка заявителя на решение Красносельского районного суда от 18.02.2008 г. (л.дл. 7-8) несостоятельна, поскольку указанным решением не установлено его право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 9 указанного закона, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Согласно ст. 17 названного закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: в том числе акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. Согласно ч. 1.2 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – Закон о регистрации) Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, суд, оценив в совокупности все добытые по делу доказательства, считает заявленные требования Морозова А.И. о признании отказа в государственной регистрации от 27.06.2011 г. №№ *** и *** не законным и необоснованным, а также обязании устранить допущенные нарушения при повторном рассмотрении заявления о регистрации перехода права пожизненного владения земельным участком – не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Морозову А.И. в требованиях о признании отказа в государственной регистрации от 27.06.2011 г. №№ *** и *** не законным и необоснованным, а также обязании устранить допущенные нарушения при повторном рассмотрении заявления о регистрации перехода права пожизненного владения земельным участком, отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья: В.В. Овчаров