о признании незаконным решения Администрации



Дело № 2-1088/12 14 мая 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Овчарова В.В., при секретаре Семиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астаповой Т.М., Астапова Е.Е. к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании постановки на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) об обязании постановки на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование своего иска указали, что Астапова Т.М. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом I группы, Астапов Е.Ф. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом II группы. Истцы проживают в двухкомнатной квартире, собственником которой является их знакомая, Т*** О.Н. Истцы обратились к ответчику с установленным набором документов для постановки на очередь, как нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ответ на их обращение был получен отказ. Истцы считают отказ незаконным, необоснованным и нарушающим их права.

В судебное заседание представитель истцов явилась, исковые требования поддержала. Пояснила суду, что истцам гарантируется улучшение жилищных условий в соответствии с п. 3, ч. 1, ст. 15 Федеральным законом "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12.01.1995. и Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Представитель Администрации в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Указала, что в соответствии со ст. 3 Закона СПб от 30.06.2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма СПб» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, у которых учетная норма площади на одного человека составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах. Поскольку у ответчиков и собственника Т*** О.Н., которая является их родственницей, доля общей площади составляет 57,20 кв. м., что превышает учетный норматив жилищной обеспеченности им было отказано в постановке на очередь.

Третье лицо в судебное заседание не явилась, о времени заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании указала, что истцы не являются ее родственниками, однако в связи со сложившимися у них сложными обстоятельствами она пустила их временно пожить в ее квартире, так как она с мужем в это время жили на севере.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Астапова Т.М. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом I группы, Астапов Е.Ф. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом II группы. Истцы проживают в двухкомнатной квартире, собственником которой является их знакомая, Т*** О.Н. Истцы обратились к ответчику с установленным набором документов для постановки на очередь, как нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ответ на их обращение был получен отказ (л.д. 17).

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

В соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пункт 3).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Частью 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане определенных категорий (в том числе и участники Великой Отечественной войны), проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан, в том, числе, вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей), отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности.

По смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как следует из обстоятельств дела, истцы продали принадлежащую им квартиру с целью приобрести другое жилье, однако в связи с резким повышением цен они не смогли этого сделать на вырученные деньги. На время приобретения жилья их пустила временно пожить их знакомая Т*** О.Н. Кроме того сделка купли-продажи квартиры произошла задолго до издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и истцы не могли предполагать о мерах социальной поддержки предусмотренных в нем.

Таким образом, судом установлено, что истцами не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.

В соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с представленными документами истцы не являются членами семьи собственника, общего хозяйства не ведут, в качестве членов семьи в занимаемое помещение не вселялись.

При таких обстоятельствах суд, полагает возможным согласиться с доводами истцов, что на настоящий момент они не обеспечены жильем.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга поставить Астапову Т.М., Астапова Е.Е. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через Красносельский районный суд.

Председательствующий судья: В.В. Овчаров