Дело № 2-1951/11 27 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе: судьи Бачигиной И.Г., при секретаре Никулиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виролайнен Н. Ю.к ООО «Жилкомсервис № ХХ » о признании действий по корректировке платы за отопление незаконными, прекращении действий и взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец Виролайнен Н.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № ХХ » о признании действий по корректировке платы за отопление противоправными и прекращении действий. В обосновании исковых требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, р. ХХХ, дом ХХ, кВ. ХХ. Дом не оборудован приборами учета тепла. Управляющая компания ООО «Жилкомсервис № ХХ » начислила ей в декабре ХХХХ года дополнительный платеж на сумму 1945,84 руб. Считает произведенный расчет платы с корректировкой в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ХХХХ-ХХХХ года необоснованным, так как произведенные корректировки сделаны управляющей компанией по самостоятельно разработанной формуле чисто математическим способом, поскольку утвержденной методики в соответствии с законодательством нет. Действиями ответчика ей и ее семье причинен моральный вред. Истица просит признать действия ООО «Жилкомсервис № ХХ » по начислению дополнительной платы за превышение объемов потребления коммунальной услуги за ХХХХ-ХХХХ года неправомерными, не учитывать сумму корректировки за отопление 1945,84 руб. в качестве долга по коммунальной услуге и не начислять пени. (л.д. 4-5) Ответчик ООО «Жилкомсервис № ХХ » о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие его представителя (л.д. 83), возражений и истребуемых судом документов не представил. Третье лицо - Виролайнен В.В. о слушании дела извещен, просил рассматривать дело в его отсутствие. (л.д. 66) Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Санкт-Петербургское государственной учреждение «Жилищное агентство Кировского района» о слушании дела извещено, представили отзыв и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. (л.д. 40) Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ГУПРЭП «ХХХ» о слушании дела извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил. (л.д. 82) Изучив материалы дела, заслушав истицу, суд приходит к следующему: Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 26.05.2006 года - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ответчик ООО «Жилкомсервис № ХХ » является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Частью 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ). Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 года № 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» утверждено положение, согласно которому Комитет по тарифам Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения. Пунктом 16 Правил установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами Согласно п. 13 вышеуказанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотвсдение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В соответствии с главой 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и. услуги организаций коммунального комплекса. Под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе понимается товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицами, пользующимся помещениями в данном многоквартирном ломе, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случает непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. N 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги", при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п.1 приложения № 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. Согласно подп. «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с под. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. В формулах, предусмотренных вышеуказанными приложениями к Правилам, учитывается размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, рассчитанный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 4 ст. 427 Гражданского кодекса РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ. В соответствии с п. 8 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими- организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Учитывая требования вышеназванного законодательства, в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством РФ, ничтожны. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ и влечет последствия, предусмотренные статьями 166-168 и 180 Гражданского кодекса РФ (недействительность сделки). Таким образом, без учета норм вышеуказанного законодательства корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной. При этом ООО «Жилкомсервис № ХХ », не принимает меры по обжалованию действий ресурсоснабжающих организаций, которые начисляют эксплуатирующим организациям плату за отопление без учета установленного норматива потребления. Кроме того, при проведении корректировки платы за горячее водоснабжение эксплуатирующая организация не приняла во внимание требования подп. «б» п. 19 Правил, согласно которому такая корректировка производится раз в квартал. Раз в год корректировка платы за горячее водоснабжение производится только в том случае, если это предусмотрено договором, заключенным исполнителем коммунальных услуг с гражданином. Договором управления многоквартирным домом от ХХ.ХХ.20ХХ года, заключенными между истицей Виролайнен Н.Ю. и ООО «Жилкомсервис № ХХ » (л.д. 74-79), корректировка платы за горячее водоснабжение и отопление раз в год не предусмотрена. Из ответа ГУП ВКЦП «Жилищное хозяйство» следует, что корректировка размера начислений осуществлялась в соответствии с поручением управляющей организации, сведения о размере платы за поставленный в дом коммунальный ресурс в базу данных были внесены уполномоченными работниками управляющей организации. (л.д. 62-63) В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.07.2010 года № 2380/10 вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета из нормативов потребления. Суд считает, что единственно правильным способом определения стоимости потребленной тепловой энергии по нормативу, то есть без приборов учета, является способ, указанный в подпункте 1 пункта 1 Приложения № 2 Правил № 307 от 23.05.2006 года, то есть без учета ежегодной корректировки платы расчетным путем, согласно подп. 2 п.1 приложения № 2 Правил № 307, поскольку на сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом Российской Федерации такой расчетный способ не определен. Учитывая изложенное, а также тот факт, что ответчиком доказательств обоснованности проведения корректировки платы за отопление не представлено, суд полагает исковые требования законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия ООО «Жилкомсервис № ХХ Центрального района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период ХХХХ -ХХХХ года противоправными. Обязать ООО «Жилкомсервис № ХХ Центрального района» прекратить учет сумм перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг. Запретить ООО «Жилкомсервис № ХХ Центрального района» в отношении потребителей его услуг совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре ХХХХ года. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Решение изготовлено в окончательной форме ХХ марта ХХХХ года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия ООО «Жилкомсервис № ХХ Центрального района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период ХХХХ -ХХХХ года противоправными. Обязать ООО «Жилкомсервис № ХХ Центрального района» прекратить учет сумм перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг. Запретить ООО «Жилкомсервис № ХХ Центрального района» в отношении потребителей его услуг совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре ХХХХ года. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Решение изготовлено в окончательной форме ХХ марта ХХХХ года. Правительства РФ от.23.05.2006 № 307, хсплуатирующие организации поручают ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в многоквартирных домах. При этом в случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит увеличению, ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» поручается ограничить в отчетном месяце размер доначисления размером платы за отопление и горяча водоснабжение, начисленным по каждому лицевому счету в октябре 2010 года, а также в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, формирование счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги следует осуществить без учета сумм корректировок. Так, по многочисленным обращениям граждан, проживающих на территории, обслуживаемой GOO «Жилкомсервис № ХХ Кировского района»: Б.С.А. (пр. ХХХ, д.ХХ, кв.ХХ), Б. Л.М. (ул. ХХХ д.ХХ, к.ХХ, кв.ХХ), ЗЮ Е.В. (ул. ХХХ, д.ХХ, кв.ХХ), КЮ Д.Н. (пр. ХХ, д.ХХ, к.ХХ, кв.ХХХ), К. Л.Г. (ХХХ пр., д.ХХ, кв.ХХ), К. Р.П. (прХХХ, д.97, кв.69), М. А. Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Кротковой Т.Е. к Шоня Г.А., Шоня А.Н. о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки ОТКАЗАТЬ в полном объеме. РЕШЕНИЕ может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: