о признании действий по корректировке платы за отопление незаконным



Дело № 2-2031/11 21 июля 2011 года

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

судьи Бачигиной И.Г.,

при секретаре Никулиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будовского А.М. к ООО «Жилкомсервис № ХХ» о признании действий по корректировке платы за отопление незаконными, взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Истец Будовской А.М.первоначально обратился к мировому судье судебного участка № ХХ Санкт-Петербурга с иском к ООО «Жилкомсервис № ХХ» о взыскании неосновательного обогащения в размере 1764, 11 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 22,78 руб., указывая, что ответчиком незаконно были начислены денежные средства в связи с корректировкой платы за отопление за 20ХХ-20ХХ года в вышеуказанной сумме, которые были им уплачены. Ссылаясь на положения статей 1102, 1007 Гражданского кодекса истец обратился в суд с вышеуказанным иском. (л.д. 4-5, 24-26)

В дальнейшем истец дополнил исковые требования требованием о признании действий ответчика по корректировке платы за отопление противоправными. (л.д. 14)

Определением мирового судьи судебного участка № 69 Санкт-Петербурга гражданское дело направлено для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд Санкт-Петербурга. (л.д. 15)

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, при этом пояснил, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. ХХХ, дом ХХ, кВ. ХХ. Дом не оборудован приборами учета тепла. Управляющая компания ООО «Жилкомсервис № ХХ» начислила ему в декабре ХХХХ года дополнительный платеж на сумму 1764,11 руб. Считает произведенный расчет платы с корректировкой в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 20ХХ-20ХХ года необоснованным, так как произведенные корректировки сделаны управляющей компанией по самостоятельно разработанной формуле чисто математическим способом, поскольку утвержденной методики в соответствии с законодательством нет. Указанная в платежном документе денежная сумма им уплачена, в связи с чем считает, что на стороне ответчика имеет место неосновательное обогащение, на сумму которого подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами, которые по состоянию на ХХ.ХХ.20ХХ года составляют 79,73 руб.

Ответчик ООО «Жилкомсервис № ХХ» о слушании дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил,, возражений и истребуемых судом документов не представил.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Будовский М.А., ГУПРЭП «ХХХ» о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что истец Будовский А.М., третье лицо по делу Будовский М.А. являются сособственниками трех комнат в четырехкомнатной коммунальной квартире ХХ дома ХХ по ул. ХХХ в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 26.05.2006 года - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Ответчик ООО «Жилкомсервис № ХХ» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.20ХХ года № ХХХ утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ХХ.ХХ.20ХХ года № ХХХ «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» утверждено положение, согласно которому Комитет по тарифам Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения.

Пунктом 16 Правил установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами

Согласно п. 13 вышеуказанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

В соответствии с главой 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и. услуги организаций коммунального комплекса.

Под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе понимаются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицами, пользующимся помещениями в данном многоквартирном ломе, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случает непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. N 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги", при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги.

Согласно подпункту «а» пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п.1 приложения № 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно подп. «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с под. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

В формулах, предусмотренных вышеуказанными приложениями к Правилам, учитывается размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, рассчитанный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 4 ст. 427 Гражданского кодекса РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

В соответствии с п. 8 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими- организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Учитывая требования вышеназванного законодательства, в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством РФ, ничтожны. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ и влечет последствия, предусмотренные статьями 166-168 и 180 Гражданского кодекса РФ (недействительность сделки).

Таким образом, без учета норм вышеуказанного законодательства корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.

При этом ООО «Жилкомсервис № ХХ», не принимает меры по обжалованию действий ресурсоснабжающих организаций, которые начисляют эксплуатирующим организациям плату за отопление без учета установленного норматива потребления.

Кроме того, при проведении корректировки платы за горячее водоснабжение эксплуатирующая организация не приняла во внимание требования подп. «б» п. 19 Правил, согласно которому такая корректировка производится раз в квартал. Раз в год корректировка платы за горячее водоснабжение производится только в том случае, если это предусмотрено договором, заключенным исполнителем коммунальных услуг с гражданином.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от ХХ.ХХ.20ХХ года № ХХХ вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета из нормативов потребления.

Суд считает, что единственно правильным способом определения стоимости потребленной тепловой энергии по нормативу, то есть без приборов учета, является способ, указанный в подпункте 1 пункта 1 Приложения № 2 Правил № 307 от 23.05.2006 года, то есть без учета ежегодной корректировки платы расчетным путем, согласно подп. 2 п.1 приложения № 2 Правил № 307, поскольку на сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом Российской Федерации такой расчетный способ не определен.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что ответчиком доказательств обоснованности проведения корректировки платы за отопление не представлено, суд полагает исковые требования в части признания действий ООО «Жилкомсервис № ХХ» по корректировке платы за отопление за отопительный сезон 20ХХ-20ХХ года противоправными подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что материалами дела подтвержден факт оплаты истцом денежных средств в размере 1764,11 коп., начисленных в виде корректировки платы за отопление, которая признана судом незаконной, указанная денежная сумма, в соответствии с положениями ст. 1102 гражданского кодекса РФ подлежит взысканию с истца в пользу ответчика.

В соответствии с п.2 ст. 1107 Гражданского кодекса РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательном получении или сбережении денежных средств.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению. В отсутствие возражений со стороны ответчика, суд полагает возможным руководствоваться расчетом, представленным истцом, и взыскивает с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 79,73 руб.

Оплаченная истцом государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с ответчика в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 59, 60, 67, 88, 98, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ООО «Жилкомсервис № ХХ» по корректировке платы за отопление за отопительный период 20ХХ -20ХХ года противоправными.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис № ХХ» в пользу Будовского А.М. неосновательное обогащение в размере 1764 (одна тысяча семьсот шестьдесят четыре) руб. 11 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 79 (семьдесят девять) руб. 73 коп., государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб., а всего 2243 (две тысячи двести сорок три) руб. 84 коп.

Стороной, не присутствовавшей в судебном заседании, может быть подано в Кировский районный суд Санкт-Петербурга заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано,- в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: И.Г.Бачигина