Об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело №2-3613 27 сентября 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кононок Е.В.,

при секретаре Мининой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кушнира С. Б. об оспаривании решения администрации муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области,

у с т а н о в и л:

ХХ.ХХ.ХХХХг. Кушнир С.Б. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании решения Администрации муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, ХХХ район, МО «ХХХ», уч. ХХХ, кадастровый номер ХХХ, относящийся в категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства. Заявитель решил использовать спорный земельный участок в целях дачного строительства и с этой целью ХХ.ХХ.ХХХХг. обратился в Администрацию МО «Выборгский муниципальный район» с заявлением об изменении вида разрешенного использования и просьбой назначить публичные слушания. ХХ.ХХ.ХХХХг. заявителю было отказано в удовлетворении заявления. Заявитель считает, что данное решение принято с нарушениями требования закона и ограничивает его права на использование земельного участка, в связи с чем, просит обязать администрацию провести в установленном порядке публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного участка с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид: для «дачного строительства», обязать администрацию изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид: для «дачного строительства».

ХХ.ХХ.ХХХХг. на основании определения Московского районного суда Санкт-Петербурга дело передано на рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд Санкт-Петербурга, поступило ХХ.ХХ.ХХХХг.

ХХ.ХХ.ХХХХг. судом на основании заявления Кушнира С.Б. и его представителя, по доверенности Петрова О.А., произведена замена заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области на надлежащее заинтересованное лицо - администрацию муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области.

В судебное заседание заявитель Кушнир С.Б. не явился, надлежаще извещен.

Представитель заявителя, по доверенности Калашникова Я.М., в судебное заседание явилась, заявление поддержала в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области, по доверенности Фабричникова Е.Н., в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, пришел к следующему:

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что заявитель Кушнир С.Б. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, ХХХ, МО «ХХХ», уч. ХХХ, общей площадью 29499 кв.м. кадастровый номер ХХХ, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, на основании договора купли продажи земельного участка и свидетельства о государственной регистрации права от ХХ.ХХ.ХХХХ (выписка из ЕГРП).

ХХ.ХХ.ХХХХг. заявитель обратился в администрацию МО «ХХХ» Ленинградской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования и просьбой утвердить сообщение о проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования в соответствии с законодательством РФ и Ленинградской области, провести указанные публичные слушания.

ХХ.ХХ.ХХХХ г. Администрацией Муниципального образования «ХХХ» по поручению главы администрации муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области заявителю отказано в удовлетворении заявления.

В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Их использование для других целей возможно лишь в случаях, когда в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации эти земли не включены в специальный перечень.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не

более чем до ХХ.ХХ.ХХХХ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

В частности, такая процедура предусматривает, что решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка принимается главой МО по результатам публичных слушаний с учетом заключения комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам

получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона " О

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (статья 72, пункт "д" части 1 Конституции Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обуславливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли, таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических противопожарных и иных правил и нормативов.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц,

чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Так, согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных

участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (часть 3); комиссия по подготовке проекта правил

землепользования и застройки направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования поименованным в законе заинтересованным

лицам в установленный срок (часть 4); участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5); заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 6); срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть свыше одного месяца; на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный

вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или

об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения; указанное решение подлежит

опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования

муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет" (часть 9).

Поскольку администрацией муниципального образования публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного участка не проводились, отказ в удовлетворении заявления Кушниру С.Б., являющемуся собственником данного участка, не может быть признан правомерным и соответствующим действующему законодательству в силу вышеуказанных норм закона.

Доводы представителя заинтересованного лица, изложенные в возражениях на заявление о том, что заявитель должен использовать земли только по их прямому назначению, а также о том, что не допускается рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования земель без разработанного и утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки района, внесения изменений в градостроительный регламент, которые в настоящее время отсутствует, не могут быть принят судом во внимание, поскольку в данном случае рассматривается порядок соблюдения процедуры рассмотрения требований заявителя, а не правомерность решения спорного вопроса без проведения публичных слушаний.

Учитывая изложенное, заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания администрации муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области назначить и провести публичные слушания по спорному вопросу.

Требование в части обязании администрации изменить вид разрешенного использования земельного участка, удовлетворению не подлежит, поскольку решение должно быть принято администрацией по итогам публичных слушаний. Поскольку в установленном законом порядке, по итогам публичных слушаний, заявителю не отказано в изменении вида разрешенного использования земли, то его право в данной части не нарушено и защите не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Заявление Кушнир С. Б. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «ХХХ» Ленинградской области назначить и провести в установленном законом порядке публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, ХХХ, МО «ХХХ», уч. Козицкие луга, кадастровый номер ХХХ с установленного вида «для ведения сельского хозяйства на испрашиваемый вид «для дачного строительства».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: