Дело № 2-485/2010



РЕШЕНИЕ дело 2-485/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Свита Э.М.,

с участием представителя ответчика Задворнова А.Е.,

третьего лица Тухватулина Т.А.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17.11.2010 года в р.п. Крутинка дело по иску руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к Администрации Шипуновского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Истец в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения плановой проверки было установлено, что ООО «Шипуновское» с 2008 года и по июнь 2010 года самовольно осуществляло добычу подземной воды из водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>. Ранее на эту скважину имелась лицензия у ЗАО «Шипуновское», ликвидированного на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На балансе ООО «Шипуновское» указанная скважина не состояла. Решением Крутинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ действия ООО «Шипуновское» по добыче подземной воды из водозаборной скважины № без лицензии признаны незаконными. В отношении ООО «Шипуновское» открыто конкурсное производство, общество признано несостоятельным (банкротом). Скважина № в настоящее время является бесхозяйной. Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет таких вещей осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления. Неисполнение Шипуновским сельским поселением обязанности по постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку брошенная скважина не ремонтируется и не обслуживается, возникает угроза загрязнения водоносного горизонта. Просит обязать ответчика поставить на учет в территориальном органе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйного имущества водозаборную скважину №, расположенную в <адрес>..

В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> не явился, обратившись с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель Администрации Шипуновского сельского поселения по доверенности Задворнов А.Е. исковые требования не признал, пояснив в судебном заседании, что на территории села Шипуново имеется три водозаборных скважин, одна из которых находится в собственности Администрации Крутинского муниципального района, две другие, более новые, находятся в собственности Администрации Шипуновского сельского поселения. В исковом заявлении не указано конкретное место нахождения спорной скважины. Из схемы расположения водозаборной скважины №, приложенной к лицензии на неё, выданной ЗАО «Шипуновское», видно, что эта скважина расположена у дороги в деревню Горькое, на <адрес>, между жилыми домами № и №. По схеме населенного пункта <адрес> в указанном месте имеется только одна скважина, которая находится в собственности Администрации Крутинского муниципального района.

Представитель Администрации Крутинского муниципального района по доверенности Тухватулин Т.А. в суде пояснил, что при реорганизации в 1992 году совхозов все объекты соцкультбыта, а также выстроенные совхозами скважины и водопроводы передавались на баланс района. В 2006 году район стал возвращать хозяйствующим субъектам указанные скважины и водопроводы, предварительно зарегистрировав право собственности на них. Подтверждает, что на скважину, находящуюся в <адрес>, в 50 метрах от жилого <адрес>, в Едином государственном реестре зарегистрировано право собственности Администрации Крутинского муниципального района.

Суд, выслушав представителей ответчика и третьего лица, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

По смыслу ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием органов местного самоуправления по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» предусмотрено, что Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> является органом государственного геологического контроля, в том числе по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами.

При этом на основании положений Федерального закона «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ № истец наделен правом защищать права пользователей недр и осуществлять государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (п.13 статьи 3).

Частью 2 статьи 15 Конституция Российской Федерации органы местного самоуправления обязываются соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статьей 9 Конституция Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Федеральным законом «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ № недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На пользователя недр в соответствии со ст.22 Федерального закона «О недрах» возлагается обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства.

В силу ст. 23 ФЗ №«О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются недопущение самовольного пользования недрами.

Самовольное использование недр является нарушением закона (ст.49 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №).

По смыслу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе: допустимости воздействия этой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к деградации естественных экологических систем, истощению природных ресурсов и

В силу части 2 статьи 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения. Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Судом установлено, что на территории Шипуновского сельского поселения в <адрес> имеется скважина за инвентарным номером 160000108, расположенная на <адрес>, между домами № и №. Других скважин на <адрес> нет.

Из сравнения схемы населенного пункта села Шипуново и схемы расположения водозаборной скважины, приложенной к лицензии ЗАО «Шипуновское», на которую ссылается истец, наблюдается, что спорная скважина расположены на <адрес> между домами № и №, близ дороги, ведущей в д.Горькое.

Согласно свидетельству о государственной регистрации в собственности Администрации Крутинского муниципального района <адрес> находится скважина общей площадью 0.10 кв.м, глубиной 110 метров, инвентарный номер 160000108, расположенная в <адрес>, 50 метров на запад от жилого <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.

Как пояснили в суде представители ответчика и третьего лица других скважин на <адрес> в <адрес> нет.

Истец, в нарушение ст. 57 ГПК РФ не представил суду доказательств, что спорная водозаборная скважина находится по другому адресу, а не в месте расположения скважины, принадлежащей Администрации Крутинского муниципального района <адрес>.

Таким образом, исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу, что скважина № и скважина с инвентарным номером 160000108, является одной и той же скважиной, находящейся в собственности Администрации Крутинского муниципального района.

Следовательно, названная скважина не является бесхозяйной.

Доказательств иного истцом суду не представлено.

Требований о необходимости получения Администрациями Крутинского муниципального района и Шипуновского сельского поселения лицензии на добычу воды истцом не предъявляются.

Расходы по уплате государственной пошлины суд считает необходимым отнести на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к Администрации Шипуновского сельского поселения об обязательстве постановки в качестве бесхозяйного имущества водозаборной скважины № 23-892, расположенной в с.Шипуново Крутинского района Омской области.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на счет федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: