Дело № 2-491/2010



РЕШЕНИЕ Дело 2-491/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Омской области Э.М. Свита,

с участием истца Меркулова Ю.В.,

представителя ответчика Костенко Е.А.,

представителя третьего лица Лаптева А.В.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23.11.2010 года в р.п. Крутинка

дело по иску Меркулова Юрия Викторовича к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда в Крутинском районе Омской области об отмене решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, обязательстве ответчика включить в специальный стаж определенных периодов и обязательстве назначения пенсии со времени обращения,

УСТАНОВИЛ:

Меркулов Ю.В. заявленные исковые требования подтвердил, пояснив в судебном заседании, что 06.10.2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. На время обращения его специальный педагогический стаж составил 26 лет 7 месяцев 19 дней. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального стажа. При этом ответчиком из расчета специального стажа были исключены следующие периоды:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР;

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения в Саргатском педагогическом училище;

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период обучения на курсах повышения квалификации.

Просит отменить решение об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, включив спорные периоды, с обязательством назначения пенсии по старости досрочно со времени обращения.

Представитель ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в Крутинском районе Костенко Е.А. в качестве ответчика исковые требования не признала, пояснив в судебном заседании, что в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. На время отмены Постановления №, на которое ссылается истец, у Меркулова Ю.В не было необходимого стажа в виде 16 лет 8 месяцев. Наличие 2/3 специального стажа было необходимым условием для включения в такой стаж периодов прохождения военной службы и периода учебы в педагогическом училище. Во время нахождения на курсах повышения квалификации истец педагогическую деятельность не осуществлял, поэтому из его стажа работы этот период был исключен. В связи с исключением указанных периодов специальный стаж истца на время обращения в пенсионный фонд составлял только 22 года 6 месяцев 10 дней, что было недостаточным для назначения ему досрочной пенсии.

Представитель третьего лица- Комитета по образованию Администрации Крутинского муниципального района Омской области, Лаптев А.В. просил удовлетворить заявленные истцом требования, так как они основаны на нормах материального права. Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР №, не содержало условий, на какой период времени- действия Постановления во времени, или на время обращения за назначением пенсии, исчислялся необходимый стаж в требуемом размере- 2/3 от 25 летнего стажа. В период обучения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялись место работы и заработная плата, из которой перечислялись платежи в пенсионный фонд.

Выслушав стороны, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме по следующим основаниям:

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Крутинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Меркулову Ю.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку на дату обращения отсутствовал требуемый специальный стаж. Из расчета стажа исключены периоды прохождения военной службы, учебы в Саргатском педагогическом училище и обучения истца на курсах повышения квалификации.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на социальное обеспечение, в том числе по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно действующему в спорные периоды Положению о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, - в стаж работы по специальности включается служба в составе Вооруженных Сил СССР (пункт 1 подпункт «г»).

Записями в военном билете Меркулова Ю.В. и справкой начальника отдела военного комиссариата <адрес> Называевского и <адрес>ов подтверждается, что истец проходил службу в рядах Военных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 2 вышеназванного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Записями в трудовой книжке истца подтверждается, что до поступления на учебу в Саргатское педагогическое училище с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ он работал учителем физкультуры и труда в Самаровской восьмилетней школе. После окончания училища Меркулов Ю.В. поступил на работу в МУЗ «Яманская средняя школа», где работает учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящее время.

Из справки председателя Комитета по образованию и объяснений представителя третьего лица Лаптева А.В. следует, что прием на работу вновь трудоустраиваемых педагогов осуществляется не ранее десятого августа текущего года на следующий учебный год.

Из пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения следует, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Кроме этого, в силу Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, нормыФедерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О трудовых пенсиях» по своему конституционно- правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действующего законодательства, на которые он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично.

Следовательно, исчисление периодов до ДД.ММ.ГГГГ, засчитываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, может производиться с учетом правил и норм Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1"О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статей 93-94) и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также то обстоятельство, в какой период до ДД.ММ.ГГГГ протекала такая работа, значения не имеют.

Ответчиком не оспаривается, что период работы Меркулова Ю.В. до обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФР РФ в <адрес>, за исключением оспариваемых периодов, составлял 22 года 6 месяцев 10 дней, превышая две трети от 25 лет требуемого педагогического стажа для назначения пенсии досрочно, то есть, механизм зачета указанного стажа, предусмотренный пунктом 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ №, был соблюден

Доводы представителя ответчика о том, что по состоянию на дату прекращения действия Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №«О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», стаж Меркулова Ю.В. был меньше требуемых 2/3 от 25 летнего стажа не соответствуют закону и конституционно-правовым нормам о правах и свободах гражданина Российской Федерации.

В связи с тем, что на время обращения Меркулова Ю.В. в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старост, им фактически было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, имеются основания для включения в стаж периодов прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обучения истца в Саргатском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством о краткосрочном повышении квалификации подтверждается, что Меркулов Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повышал свою квалификацию

Ответчик, мотивируя свое решение тем, что истец, находясь на курсах, не осуществлял педагогическую деятельность, отказался включать в стаж работы Меркулова Ю.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, курсы повышения квалификации.

Согласно ст.ст. 196-197 Трудового кодекса Российской Федерации, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовыми договорами.

В силу п.4 Правил исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как пояснили в суде истец и представитель Комитета по образованию, учебный процесс на курсах повышения осуществлялся в течение полного рабочего дня, при этом за истцом сохранялась заработная плата, из которой отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд.

Названное обстоятельство также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной руководителем МБУ «ЦФЭ и ХО учреждений в сфере образования» Крутинского муниципального района, согласно которой в период обучения на курсах повышении я квалификации за истцом сохранялась заработная плата, из которой были произведены отчисления в пенсионный фонд

Таким образом, период обучения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Суд приходит в к выводу, что совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, с учетом включенных судом в стаж истца периодов прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР; обучения в Саргатском педагогическом училище; обучения на курсах повышения квалификации

подтвержден необходимый 25 летний педагогический стаж Меркулова Ю.В., дающий ему право на назначение досрочной пенсии по старости

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в <адрес> от 12.10..2010 года №, которым Меркулову Ю.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, подлежит отмене, как нарушающее конституционное право истца на своевременное получение социального обеспечения по старости.

По смыслу ч.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено судом, Меркулов Ю.В. обратился за назначением ему пенсии в ГУ ПРФ РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющимся в пенсионном деле его заявлением.

С учетом включенных судом периодов работы специальный стаж Меркулова Ю.В. на время обращения в ГУ УПФР в <адрес> составил более 25 лет, в связи с чем пенсия истцу в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» должна быть назначена со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им при подаче искового заявления госпошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отменить Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Крутинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Меркулову Юрию Викторовичу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать ГУ УПФ РФ в Крутинском районе включить в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Меркулову Юрию Викторовичу, период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период обучения в Саргатском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Крутинском районе назначить Меркулову Юрию Викторовичу пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ 200 (двести) рублей в пользу Меркулова Юрия Викторовича.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья: