Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.
при секретаре Ивановой Н.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Крутинского района Шараевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 15 февраля 2011 года дело по заявлению прокурора Крутинского района о признании незаконным бездействия Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области,
у с т а н о в и л :
Прокурор Крутинского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области.
В обоснование иска указано:
Прокуратурой района проведена проверка учета и содержания объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), в ходе которой установлено, что на территории Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области расположен объект культурного наследия - памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг.
Собственник данного объекта культурного наследия не определен.
Отсутствие собственника на объект культурного наследия в Крутинском городском поселении Крутинского муниципального района Омской области может повлечь за собой разрушение данного объекта, его осквернение, незаконное использование, и, как следствие, безнаказанность лиц, совершивших в отношении данного объекта незаконные действия.
Ввиду отсутствия собственника, данный объект культурного наследия не включен в реестр, не имеет паспорта, в котором должен быть закреплен режим его охраны, соответственно не охраняется должным образом.
В соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Неисполнение ответчиком обязанности по сохранению исторического и культурного наследия, непринятия мер по сохранности памятника истории и культуры может привести к утрате данного памятника, что нарушает интересы Российской Федерации.
В связи с этим прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района в части не постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, объекта культурного наследия -памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг.; обязать Администрацию Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области произвести действия по постановке данного объекта культурного наследия на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В судебном заседании старший помощник прокурора Крутинского района Шараева Н.С. просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании глава Администрации Крутинского городского поселения Головин В.Г. требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что в настоящее время ведется работа по постановке на учет вышеуказанного объекта культурного наследия.
Выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно информации Министерства культуры Омской области от 17.11.2009 года на территории Крутинского муниципального района Омской области находится 7 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, в том числе памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг. на ул. Ленина в р.п. Крутинке.
По информации Управления Росреестра по Омской области от 26.01.2011 года, на территории Крутинского района расположены следующие объекты культурного значения: памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг. (р.п. Крутинка, ул. Ленина); Причелдакский (Челдакский) форпост (бывшая д. Верхний Челдак); участок Московско-Сибирского тракта (от д. Верхний Яман до д. Орлово); Могила И.Г. Якобсона, погибшего во время Ишимского восстания (с. Рыжково, ул. Якобсона); ров и вал Степанихинского форпоста (Берег р. Степанихи, между с. Паново и д. Красный Яр); бюст Героя Советского Союза Крылова Ф.Г. (д. Пушкино). Права собственности на данные объекты не зарегистрированы.
Это подтверждается также информацией администрации Крутинского городского поселения от 28.01.2011 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанный объект культурного наследия расположен на территории Крутинского городского поселения, право собственности на данный объект не зарегистрировано.
В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Частью 3 статьи 218 ГК РФ определено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ч. 2 ст. 50 вышеназванного федерального закона в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к объектам культурного наследия относятся, в том числе объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории. В указанной статье также дано понятие памятника, как объекта культурного наследия.
Так, к памятникам относятся, в том числе произведения монументального искусства.
В соответствии со ст.4 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Согласно статье 9.3 Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Кроме того, согласно ст. 15 Федерального закона, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
На основании ст. 21 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
В силу статьи 45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с этим, суд считает обоснованным обращение прокурора в суд с указанным заявлением.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района в части не постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, объект культурного наследия - бюст Героя Советского Союза Крылова Ф.Г. в д. Пушкино Крутинского района.
Обязать Администрацию Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области произвести действия по постановке данного объекта культурного наследия на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Ответчика от уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение 10 дней.
Судья