Дело № 2-175/2011



                                                                                                                        Дело 2-175/2011

                                                           РЕШЕНИЕ

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Свита Э.М.,

с участием прокурора Крутинского района Муканова М.К.,

представителя третьего лица Тухватулина Т.А.,

представителя ответчика Бакалова М.П.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20.04.2011 года в р.п. Крутинка дело по иску прокурора Крутинского района к Администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района о признании незаконным бездействия и обязательстве выполнить определенные действия,

                                                

                                                          УСТАНОВИЛ:

         Прокурор Крутинского района, обратившись с иском, в обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований Конституции Российской Федерации, Земельного и Гражданского кодексов, Федеральных законов Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» Администрация Яманского сельского поселения, имея в собственности 11 объектов недвижимого имущества (здания, сооружения) в рамках разграничения государственного права собственности на землю право собственности на земельные участки, занятые указанными объектами, не зарегистрировала. Обращение прокурора обусловлено нарушением ответчиком государственных интересов. Прокурор просит рассмотреть заявленные им требования в порядке ст. 45 ГПК РФ, обязав ответчика зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями в Управлении Россреестра по Омской области.          

         В судебном заседании прокурор Крутинского района Муканов М.К. заявленные требования подтвердил по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

         Глава Яманского сельского поселения Бакалов М.П. исковые требования признал частично, пояснив, что Администрацией поселения проводится определенная работа по исполнению требований прокурора, которые не выполнены в полном объеме в связи с отсутствием необходимых денежных средств, обязуется исполнить требования прокурора в полном объеме. В связи со сложившимся тяжелым материальным положением просит освободить Администрацию поселения от уплаты государственной пошлины по делу.

        Представитель Крутинского муниципального района Тухватулин Т.А. полагал необходимым удовлетворить законные требования прокурора, приняв во внимание, что Администрацией поселения частично требования исполнены, подтвердил, что в поселении сложилось тяжелое финансовое положение в связи с непоступлением налогов в результате изменения в соответствии с Налоговым кодексом РФ сроков уплаты налогов.

         Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования прокурора Крутинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:          

         В соответствии со статьями 1 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защитуинтересов государства.

         Частью 2 статьи 15 Конституция Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязываются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

         В соответствии с частью второй статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерацииразграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

         По смыслу статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; а такжеправо муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

         Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(с последними изменениями 20 марта 2011 г.) установлено, чтов целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

При этом, в соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки подлежатгосударственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

         Названное обстоятельство также подтверждается частью 1 статьи 26 ЗК РФ.

         В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерациик недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

         Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (статья 131 ГК РФ).

         Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрена также статьей 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с последними изменениями от 20 марта 2011 года).
         В части первой статьи 30.1. названного Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

         Согласно части третьей ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"квопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В собственности муниципальных образований могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами (пункт 15 части второй статьи 50 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года).
         Судом установлено, что право собственности на земельные участки, расположенные под 11 объектами недвижимости, находящимися в собственности Яманского сельского поселения, в предусмотренном вышеизложенными положениями закона порядке не зарегистрировано.

         Следовательно, требования прокурора о необходимости понуждения Администрации к регистрации права собственности на земельные участки являются обоснованными.

         В силу ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

         Принимая во внимание обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о целесообразности освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины по делу.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                   

                                                                 РЕШИЛ:

         

         Признать незаконным бездействие Администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района, выразившееся в не принятии мер к регистрации права собственности на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями, находящимися в собственности поселения.

         Обязать Администрацию Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области право собственности на земельные участки, занятые заданиями и сооружениями, находящимися в собственности Яманского сельского поселения.

         От уплаты госпошлины ответчика освободить.          

         Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

                                                     

                                                                  Судья: