Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В. при секретаре Ивановой Н.Б., с участием помощника прокурора Крутинского района Устюговой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 4 мая 2011 года дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие» о приостановлении выбросов вредных веществ до получения разрешения на выброс, у с т а н о в и л : Омский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие» о приостановлении выбросов вредных веществ до получения разрешения на выброс, В обоснование иска указано: Проверкой установлено, что ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, размещенных на промышленной площадке по <адрес>, р.п.Крутинка <адрес>. ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие», в нарушение ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - оборудования сварочного и механического участков, котельной, гаража, размещенных по вышеуказанному адресу, осуществляет без соответствующего разрешения. В связи с этим прокурор просит обязать ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие» прекратить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - оборудования сварочного и механического участков, котельной, гаража, размещенных на промышленной площадке по <адрес> р.п.Крутинке <адрес>, до получения разрешения на выброс. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Устюгова А.Ю. просила удовлетворить требования Омского природоохранного прокурора по изложенным в исковом заявлении основаниям. В судебном заседании генеральный директор ОАО «Крутинское АТП» Антипов Ю.Н., в качестве ответчика признал исковые требования в полном объеме, пояснил, что на предприятии действительно есть сварочное и токарное оборудование, котельная, гараж, но соответствующего разрешения на их использование нет. В настоящее время начаты работы по устранению выявленных нарушений законодательства. Выслушав помощника прокурора Устюгову А.Ю., представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6). Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8). Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно п. 5.3.15. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, названная служба выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ). Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, в соответствии с подпунктом 10 пункта 12 Положения о Министерстве, утвержденного указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8, с 01.04.2011, выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством. Как установлено в судебном заседании, выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов -оборудования сварочного и механического участков, котельной, гаража, размещенных на промышленной площадке по <адрес>, р.п.Крутинка <адрес>, осуществляется без соответствующего разрешения, что противоречит требованиям ч.4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Для данных источников выбросов в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством. На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно статье 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Иск предъявлен в Крутинский районный суд Омской области в соответствии со ст.28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения ответчика. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с этим суд считает законным обращение прокурора в суд с указанным заявлением. В соответствии с требованиями ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку при подаче искового заявления прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину следует взыскать с ответчика, ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие», не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 45 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие» прекратить Взыскать с ОАО «Крутинское автотранспортное предприятие» государственную пошлину в доход бюджета Крутинского муниципального района в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение десяти дней. Судья:
выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных
источников выбросов: оборудования сварочного и механического участков,
котельной, гаража, размещенных на промышленной площадке по <адрес> р.п.Крутинке <адрес>, до получения разрешения на выброс.