Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31мая 2011 года р.п.Крутинка Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В. с участием истцов: помощника прокурора Крутинского района Устюговой А.Ю., Перевалова Я.А. представителя истца Антипиной Н.Я., ответчика представителя Администрации Крутинского муниципального района Омской области Тухватулина Т.А., при секретаре Ивановой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Крутинского района Омской области в защиту интересов ветерана Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича к Администрации Крутинского муниципального района с заявлением о признании действий администрации Крутинского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича незаконным; обязании администрацию Крутинского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича, у с т а н о в и л : Прокурор Крутинского района Омской области в защиту интересов ветерана Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича обратился в суд к Администрации Крутинского муниципального района с заявлением о признании действий администрации Крутинского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича незаконным; обязании администрацию Крутинского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича. В обоснование иска указано: Прокуратурой района проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. В ходе проведения проверки в действиях администрации Крутинского муниципального района в части учета граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выявлены нарушения требований действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Переваловым Яковом Андреевичем, являющимся участником Великой Отечественной Войны, в администрацию Крутинского муниципального района было подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Администрацией Крутинского муниципального района Перевалову Я.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, было отказано на основании ст.53 ЖК РФ, поскольку жилой дом, общей площадью 50,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д.Максим Горький, <адрес>, пригоден для проживания и общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет 16,9 кв.м. Однако, дом в котором проживает Перевалов Я.А., является неблагоустроенным, на фундаменте имеются трещины, кирпичная облицовка каркаса имеет трещины под окнами, на стенах восточной и южной стороны отдельные трещины облицовки каркаса практически по всей высоте. Водопровод и канализация отсутствует, отопление печное. В связи с чем, по мнению прокурора, отказ администрации нельзя признать правомерным. Как считает прокурор, своими действиями по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, Администрация Крутинского муниципального района <адрес> нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Перевалова Якова Андреевича на получение благоустроенного жилья. В связи с этим прокурор просит признать действие администрации Крутинского муниципального района <адрес> в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича незаконным; обязать администрацию Крутинского муниципального района <адрес> поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича. Взыскать государственную пошлину. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Устюгова А.Ю. просила удовлетворить исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснила, что проживать в доме, в котором в настоящее время проживает Перевалов Я.А., опасно, поскольку несущие конструкции дома находятся не в работоспособном состоянии, деформированы, могут обрушиться. В судебном заседании истец Перевалов Я.А. и его представитель Антипина Н.Я. просили удовлетворить исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснили, что дом, в котором в настоящее время проживает Перевалов Я.А., может в любое время разрушиться, т.к. фундамент дома был заложен с нарушением технологии, в настоящее время деформирован настолько, что произошла деформация стен, это грозит обрушением. В судебном заседании представитель ответчика, Администрации Крутинского муниципального района, по доверенности, Тухватулин Т.А. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что по заключению межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы Крутинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, в котором проживает Перевалов Я.А., признан пригодным для проживания. Выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В удостоверении, выданном Перевалову Якову Андреевичу, казывается, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О Ветеранах», предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4. ч.1 ст. 15 Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Из положений п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, был утвержден Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в котором в пп.2 п.1 указано, что право на получение мер социальной поддержки имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах». Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Из положений частей 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, правом на улучшение жилищных условий имеют участники Великой Отечественной войны, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с договором найма жилого помещения жилищного фонда Администрации Новокарасукского сельского поселения, Перевалов Я.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного в д.Максим Горький, <адрес>. Отсутствие жилого помещения у истца в собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Перевалов Я.А. обратился в Администрацию Крутинского муниципального района с заявлением о признании дома, в котором он проживает, непригодным для проживания и принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Постановлением Главы Крутинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д.Максим Горький, <адрес>. признан пригодным для проживания. Постановлением Главы Крутинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Перевалову Я.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано. Оценивая законность решения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, перечислены в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47. В силу п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Вместе с тем, в п. 2.1 названного Положения содержится правило, по которому жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. Таким образом, исходя из смысла приведенных положений законодательства, степень физического износа в процентном выражении (свыше 65%) не является безусловным основанием для признания жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания. Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы Крутинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, Перевалов Яков Андреевич проживает в в жилом доме в д.Максим Горький, по <адрес>. Указанный <адрес> года постройки, общей площадью 50,9 кв.м., наружные стены каркасно насыпные, обложенные кирпичом. Фундамент монолитный, ленточный, мелкого заложения - в удовлетворительном состоянии. Кирпичная облицовка каркаса в 1/2 кирпича имеет трещины под окнами. На стенах восточной и южной стороны отдельные трещины практически по всей высоте. Перекрытия в удовлетворительном состоянии. Кровля шиферная. Черновой пол выполнен из досок в разбежку, покрыт ДВП 10 мм. Провис досок вследствие незначительной просадки опор лаг.На фундаменте имеются отделочные трещины, кирпичная облицовка каркаса имеет трещины под окнами, на стенах восточной и южной стороны отдельные трещины облицовки каркаса, практически, по всей высоте. Имеется заметный поперечный уклон пола на кухне. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: на данном жилом доме требуется осуществить капитальный ремонт, необходимы ремонт и замена облицовки дома. В соответствии с Положением о Главном управлении жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> (Госжилстройнадзор), утвержденного Указом Губернатора Омской <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Госжилстройнадзором ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование технического состояния жилого <адрес> в д.Максим Горький, <адрес>. В результате обследования объекта установлено: Указанный жилой дом: 1988 года постройки, общая площадь 50,9 кв.м -одноэтажный, одноквартирный, трехкомнатный, крыша чердачная деревянная двухскатная, покрытие - волнистые, асбестоцементные, листы по деревянной обрешетке, наружные несущие стены каркасно-насыпные, обложенные кирпичом (1/2 кирпича); -фундаменты ленточные бетонные; -полы дощатые в разбежку по деревянным лагам, покрыт ДВП; -перекрытие дощатое по деревянным балкам, подшивка ДВП; -оконные заполнения - деревянные двухстворчатые оконные блоки; -дверные заполнения - деревянные одностворчатые: -электроснабжение централизованное; -газоснабжение - баллонное; -отопление местное водяное печное (встроенный котел): -инженерные коммуникации (горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление. централизованное газоснабжение) отсутствуют, ранее на доме имелось центральное отопление и холодное, водоснабжение (со стороны главного фасада видны остатки демонтированных труб); -фундаменты под стенами имеют трещины, просадка фундамента под наружные стены, отмостка отсутствует; - многочисленные трещины в кирпичной кладке наружных стен с различной шириной раскрытия от 2 до 20 мм, и штукатурной отделке внутренних стен, отслоение обоев, выпучивание и просадка внутренних несущих и ненесуших стен; -деревянные конструкции пола поражены гнилью, просадка пола, зыбкость деревянных досок пола: -дверные проемы имеют перекосы; -сопряжения оконных блоков нарушены; -кровля в удовлетворительном состоянии. Сделано заключение: техническое состояние жилого дома неудовлетворительное. Как следует из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> на основании акта <адрес> от 20.05. 2011 №, составленного по результатам обследования установлено: -неравномерная осадка наружных и внутренних стен, трещины; зыбкость; -повреждение фундамента; -повреждения деревянных конструкций стен, пола, прогиб, просадка, поражение гнилью. Выводы: Снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований в связи с неудовлетворительным техническим состоянием. Жилое помещение не обеспечено инженерными системами. Жилое помещение не обеспечивает комфортные условия проживания. Заключение: жилой <адрес>, д. Максим Горький Крутинского <адрес> не соответствует установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно Положению о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Принимая во внимание исследованное, суд считает доказанным факт проживания Перевалова Я.А. в жилом помещении, не соответствующем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; в связи с этим он является нуждающимся в улучшении жилищных условий и должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, основания для взыскания государственной пошлины с администрации Крутинского муниципального района <адрес> отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Признать действие администрации Крутинского муниципального района <адрес> в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича незаконным. Обязать администрацию Крутинского муниципального района <адрес> поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Перевалова Якова Андреевича. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Крутинский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.В.Балакова