Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2011 года р.п.Крутинка Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В. с участием истца: помощника прокурора Крутинского района Устюговой А.Ю., ответчиков: представителя Администрации Крутинского муниципального района Омской области Тухватулина Т.А., представителя МУЗ «Крутинская ЦРБ» Приходько Т.А., при секретаре Ивановой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Крутинского района Омской области в интересах Соцкой Валентины Ивановны о признании незаконным бездействия администрации Крутинского муниципального района Омской области и МУЗ «Крутинская ЦРБ» по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения, расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Крутинского района Омской области обратился в суд с названным исковым заявлением в интересах Соцкой В.И. В обоснование заявления указано: В прокуратуру района обратилась Соцкая В.И. с просьбой обратиться в суд в ее интересах о предоставлении ей как медицинскому работнику МУЗ "Крутинская ЦРБ" мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за коммунальные услуги. Соцкая В.И. работает в Муниципальном учреждении здравоохранения «Крутинская центральная районная больница» в должности медицинской сестры. С 2009 г. ей, как работнику здравоохранения, прекратилось предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, которые до настоящего времени не восстановлены. Учредителем МУЗ «Крутинская ЦРБ» является Администрация Крутинского муниципального района Омской области. Прокурор полагает, что не предоставление Администрацией мер социальной поддержки Соцкой В.И., нарушает охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации ее права. Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Крутинского муниципального района Омской области и МУЗ «Крутинская ЦРБ» по не предоставлению мер социальной поддержки Соцкой В.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения; обязать Администрацию Крутинского муниципального района Омской области и МУЗ «Крутинская ЦРБ» до 01.11.2011 года предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Крутинская ЦРБ» Соцкой В.И. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 годы. В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Омской области Устюгова А.Ю. заявленные прокурором требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме. Соцкая В.И., в интересах которой прокурором предъявлены исковые требования, в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить. Представитель Администрации Крутинского муниципального района Омской области по доверенности Тухватулин Т.А. исковые требования прокурора не признал, пояснил, что нормы Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержат положений о том, что меры социальной поддержки отдельным категориям граждан осуществляются из средств муниципального бюджета. Данное финансирование осуществляется в виде субвенций из средств субъекта Российской Федерации - Омской области. Омская область перестала осуществлять обязанности по финансированию переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения с 01 января 2009 г., в связи с этим выплачивать компенсации медицинским работникам муниципальный район не может. Представитель МУЗ «Крутинская центральная районная больница» по доверенности Приходько Т.А., исковые требования не признала, пояснила, что меры социальной поддержки медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения должны перечисляться Администрацией Крутинского муниципального района на статью 262 бюджетной классификации. Денежные средства на эти цели администрацией не перечисляются. Полагает, что МУЗ «Крутинская ЦРБ» является не надлежащим ответчиком по делу, в связи с этим в иске к МУЗ «Крутинская ЦРБ» отказать, удовлетворение остальной части исковых требований оставила на усмотрение суда. Представитель Министерства финансов Омской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представитель Министерства финансов Омской области по доверенности Карасикова С.Г. в письменном отзыве просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием правовых оснований. Выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно части 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В силу п. «ж» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии со ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Соцкая В.И. является работником МУЗ «Крутинская ЦРБ», работает в должности фельдшера с 2002 года по настоящее время. Согласно Уставу, утвержденному постановлением Главы муниципального образования «Крутинский район» Омской области 17 июня 2004 года № 296, МУЗ «Крутинская ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация муниципального образования «Крутинский район» Омской области. Судом установлено и это не оспаривается сторонами, подтверждено справкой, что Соцкой В.И. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств областного бюджета по 31 декабря 2008 г. В информационном письме Главы Крутинского муниципального района Киселева В.Н. о предоставлении мер социальной поддержки работникам МУЗ «Крутинская ЦРБ» от 11 апреля 2011 года, указано, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг работникам МУЗ «Крутинская ЦРБ» в 2009, 2010 годах не предоставлялись. Районный бюджет в 2011 году не имеет возможности выделить средства на предоставление мер социальной поддержки работникам МУЗ «Крутинская ЦРБ», в котором 185 человек имеют право на получение данных мер социальной поддержки. В соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. По требованиям п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В судебном заседании установлено и представителем администрации Крутинского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Соцкой В.И. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки до 01.01.2009 года, в том числе на 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с частью 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Как установлено судом, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», действие статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года, согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 года, рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год». Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Данный вывод суда основан на следующем. Закрепленное в части 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Крутинского района Омской области по признанию незаконным бездействия администрации Крутинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Крутинского муниципального района Омской области. Доводы представителя администрации Крутинского муниципального района Омской области об отсутствии в Крутинском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие администрации Крутинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Соцкой В.И. Муниципальное учреждение здравоохранения «Крутинская центральная районная больница» не является властной структурой и не наделено полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, а поэтому суд не усматривает незаконного бездействия МУЗ «Крутинская ЦРБ» по не предоставлению этих мер медицинскому работнику. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Рассматриваемое заявление прокурора подано им в интересах Соцкой В.И. в защиту нарушенных социальных прав. В связи с этим суд считает законным обращение прокурора Крутинского района в суд с указанным заявлением. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, основания для взыскания государственной пошлины с администрации Крутинского муниципального района Омской области отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Крутинского района Омской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Крутинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Соцкой Валентине Ивановне в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, права на получение компенсации расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Крутинского муниципального района Омской области до 01.11.2011 года предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Крутинская ЦРБ» Соцкой Валентине Ивановне в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 годы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Крутинский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.В.Балакова