Дело № 2-413/2011



                                          Р Е Ш Е Н И Е                          по делу 2-413/2011

                             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Омской области Свита Э.М.,

с участием помощника прокурора Устюговой А.Ю.,

истца Важенина И.В.,

представителя ответчика Тухватулина Т.А.,

представителя третьего лица Михайловой Е.И.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинка 14 июля 2011 года дело по иску прокурора Крутинского района в защиту интересов Важенина Ивана Васильевича к Администрации Крутинского муниципального района о признании незаконным действия в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязательстве принятия на учет,

                                                         УСТАНОВИЛ:

<адрес> в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны установлено, что Администрацией Крутинского муниципального района участнику ВОВ ФИО2 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с пригодностью для проживания жилого помещения, в котором ФИО2 проживает. Заключением Госжилстройнадзора от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором проживает ФИО2, признан не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно Положению о признании жилого помещения непригодным для проживания. Своими действиями по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении Администрация Крутинского муниципального района <адрес> нарушила гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Важенина Ивана Васильевича на предоставление благоустроенного жилья. В связи с этим прокурор просит суд признать незаконным действие Администрации Крутинского муниципального района <адрес> в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Важенина И.В., обязав ответчика поставить ФИО2 на учет.

В судебном заседании помощник прокурора Устюгова А.Ю. просила удовлетворить исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, отменить заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для проживания, как не соответствующее фактическим обстоятельствам.

ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований прокурора, изложенных в исковом заявлении, пояснил, что в настоящее время дом, в котором он проживает, для проживания не пригоден, так как нижние ряды наружных стен дома и пол в доме сгнили, из-под пола в дом проникает холодный воздух, потолок местами провисает, на окнах трещины и щели. Около четырех лет назад администрацией района были предоставлены деньги на ремонт дома, которых хватило только на замену ворот и кровли.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Тухватулин Т.А. исковое требование о признании незаконным действия в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО2 не признал; вопрос об удовлетворении требования об обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося оставил на усмотрение суда. Пояснил суду, что заключение <адрес> о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания не может однозначно подтверждать, что данный дом действительно не пригоден для проживания, так как вопрос об определении пригодности либо непригодности жилья для проживания в нем согласно Постановлению Правительства РФ относится к компетенции межведомственной комиссии. Также пояснил, что износ дома составляет в процентном соотношении 56%, в то время как для признания его непригодным требуется износ не менее 65%, что отсутствие водопровода и системы канализации допускаются в связи с тем, что дом является одноэтажным и в <адрес> нет централизованных инженерных систем. Кроме этого, пояснил, что в 2007 году на ремонт спорного дома из бюджета района были выделены денежные средства в сумме 23 300 рублей.

Представитель ГП <адрес> «Омский центр ТИЗ» по доверенности ФИО6 в качестве третьего лица пояснила, что была в составе межведомственной комиссии при обследовании состояния жилого дома, расположенного в <адрес>, которое показало, что дом нуждается в ремонте вследствии существенного износа элементов конструкции дома, но для проживания он пригоден; вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.

Свидетель ФИО7 подтвердила, что жилой дом, в котором проживает ФИО2, находится в неудовлетворительном состоянии: в нем нет водопровода и туалета имеется провис потолков и крен стен, зимой очень холодно и из-под пола сильно дует, окна перекошены и имеют большие щели, в доме из- за плохого состояния стен и пола завелись крысы, нет; денег, выделенных в 2007 году истцу из районного бюджета на ремонт дома было недостаточно на проведение ремонта; отопление в доме и косметический ремонт были проведены на личные средства. ФИО2 в силу своего преклонного возраста нуждается в благоустройстве дома, однако его жилище невозможно капитально отремонтировать и благоустроить, так как у дома нет фундамента, а стены имеют большой уклон, который с каждым годом увеличивается

Выслушав стороны, представителя третьего лица, свидетеля, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" указано на необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

По смыслу пункта 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, что ФИО2 является инвалидом Великой Отечественной войны, и на основании положений статьи 4 ФЗ «О ветеранах» имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов ВОВ.

Названное обстоятельство подтверждается удостоверением серии I-A и красноармейской книжкой на имя ФИО2

Согласно п.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В подпункте 2 пункта 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного во исполнение ФЗ «О ветеранах» Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п указано, что право на получение мер социальной поддержки имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из положений частей 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, правом на улучшение жилищных условий имеют инвалиды Великой Отечественной войны, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ФИО2 предоставлен в собственность земельный участок в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, прилежащий к дому, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с купчей от 1961 года, удостоверенной Яманским Сельским Советом депутатов трудящихся, ФИО2 купил у ФИО8 дом, расположенный в д. <адрес>, который в настоящее время находится по адресу: <адрес>.

Право собственности на названный дом не зарегистрировано, что подтверждается справкой, выданной руководителем ГП <адрес> «Омский центр ТИЗ», и уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок сведений о правах ФИО2 на объекты недвижимости, расположенные на территории <адрес> и <адрес>.

Выпиской из похозяйственной книги, выданной Администрацией Яманского сельского поселения, подтверждается, что ФИО2 зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к главе Администрации Крутинского муниципального района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с неудовлетворительным состоянием дома, в котором он проживает.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Постановлением Главы Крутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для проживания.

Оценивая законность решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Согласно справке о техническом состоянии строения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной заведующей Крутинским отделом ГП «Омский центр ТИЗ», год постройки <адрес> в <адрес> - 1955; вместо фундамента деревянные чурки под углами, износ которых состаляет 90%, наружные и внутренние капитальные стены - рубленные, износ составляет 60%, перекрытие - деревянное, мелкие трещины между досок, незначительная просадка, износ составляет 50%; крыша из шифера, шифер потемнел, местами обломки кромок листов, износ составляет 55%; проемы оконные и дверные, местами трещины, перекос коробок, износ - 55%; внутренняя отделка - помазка, обои, местами выпучивание помазочного слоя, неровности, износ - 45%.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, перечислены в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47.

В силу п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

В заключении межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что физический износ составляет 56%, дом фундамента не имеет, при этом состояние несущих конструкций жилого дома оценивается как удовлетворительное.

Вместе с тем, в п. 2.1 названного Положения содержится правило, по которому жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Таким образом, исходя из смысла приведенных положений законодательства, степень физического износа в процентном выражении (свыше 65%) не является безусловным основанием для признания жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания.

Указывая на степень физического износа в процентном выражении как на одно из оснований признания жилого помещения пригодным для проживания, межведомственной комиссией при определении степени физического износа дома в целом, не были приведены основания для принятия заключения, не дана оценка повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Следовательно, ссылка межведомственной комиссии в заключении на физический износ дома, составляющий 56%, как на основание признания жилого дома пригодным для проживания, несостоятельна, и заключение от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного независимым федеральным органом- Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>), следует, что в жилом <адрес> в <адрес> отсутствуют фундамент и инженерные коммуникации (холодное водоснабжение, канализация), санузел расположен на придомовой территории; нижние венцы наружных несущих стен сгнили, имеется просадка стен и пола, зыбкость дощатых досок пола; деревянные конструкции пола поряжены гнилью; деревянные палки перекрытий имеют прогиб; дверные проемы перекошены; асбестоцементные листы кровли имеют дефекты в виде сколов и трещин.

Согласно заключению, сделанному на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, надежность здания прочность и устойчивость строительных конструкций снижены до недопустимого уровня, жилое помещение, расположенное в <адрес>, не обеспечивает комфортные условия проживания, дом не соответствует требованиям пригодности проживания в нем, установленным Положением, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Суд, оценив вышеприведенное законодательство, и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, приходит к выводу о том, что жилое помещение, в котором проживает ФИО2, не соответствует требованиям, установленным в пункте 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе:

несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;

основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом;

в соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

К аналогичным выводам, подтверждающим требования вышеназванного пункта 33 Положения, пришли специалисты Госжилстройнадзора в вышеприведенном заключении от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание исследованное, суд считает доказанным факт проживания ФИО2 в жилом помещении, не соответствующем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 является нуждающимся в улучшении жилищных условий и должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ суд полагает необходимыми освободить ответчика от уплаты от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                     

                                                       РЕШИЛ:

Признать незаконным действие Администрации Крутинского муниципального района <адрес> в части отказа в постановке на учет инвалида Великой Отечественной войны Важенина Ивана Васильевича в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Отменить заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы Крутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.

Обязать Администрацию Крутинского муниципального района принять ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида Великой Отечественной войны.

От уплаты государственной пошлины ответчика освободить.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение десяти дней после вынесения решения в мотивированной форме.

                                    Судья: