Дело № 2-467/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14.09.2011 года р.п. Крутинка Судья Крутинского районного суда Омской области Калинин А.Г., с участием истца - помощника прокурора Крутинского района Иконюк Н.С., ответчика индивидуального предпринимателя Ильченко С.М., третьего лица - представителя ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Галкина О.М., при секретаре Симон И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Крутинского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Ильченко Сергею Михайловичу об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения и возложении обязанностей, - У С Т А Н О В И Л: Прокурор Крутинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Ильченко Сергею Михайловичу, об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения и возложении обязанностей. В обоснование заявленных требований истец указал, прокуратурой района в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с обращением директора Омского филиала Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (далее ФКУ «Сибуправтодор») проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в деятельности индивидуального предпринимателя Ильченко С.М. (ИНН 551800007066, ОГРН 304551829200018). Проверкой установлено то, что в течение продолжительного времени не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск для передвижения, в частности кафе «Уют», примыкающее к данной автомобильной дороге общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск» на км 437+200 (слева) эксплуатируется с нарушениями, выразившимися в следующем: - барьерное ограждение установлено в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; неправильно устроены начальный и конечный участки барьерного ограждения; - размещение дорожных знаков не соответствует схеме установки дорожных знаков к проекту «Капитального ремонта автодороги 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск» на участок 424.000 км - 445.000 км, ПК 127+00 - ПК 135+00» согласованной с УГИБДД УВД по Омской области 24.09.2009 года; - самовольное размещение рекламно-информационных знаков на пикете 134+05 (слева) не соответствует требованиям п. 7.3 ГОСТ 520440-2003 «Технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; - не обеспечено сопряжение асфальтобетонного покрытия переходно-скоростных полос с железобетонными плитами примыкания подъезда к объекту (кафе «Уют»); - отсутствует проект освещения переходно-скоростных полос, въезда (выезда) на объект (кафе «Уют»). В связи с этим прокурор просил: первое - признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Ильченко Сергея Михайловича по не обеспечению требований безопасности дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного сервиса - кафе «Уют», выразившееся в не приведении примыкания подъезда от кафе «Уют» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск» на км. 437+200 (слева) в соответствие с федеральным законодательством; второе - обязать ИП Ильченко С.М. устранить нарушения федерального законодательства, связанные с не приведением примыкания подъезда от кафе «Уют» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск» на км 437+200 (слева) в срок до ДД.ММ.ГГГГ; третье - взыскать с ИП Ильченко С.М. государственную пошлину в доход местного бюджета. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Иконюк Н.С. поддержал исковые требования, просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Ответчик - индивидуальный предприниматель Ильченко С.М., признал исковые требования и наличие указанных в исковом заявлении нарушений, которые он может устранить до ДД.ММ.ГГГГ, если позволят погодные условия. Представитель третьего лица - ФКУ «Сибуправтодор» Галкин О.М., действующий на основании доверенности, пояснил, кафе «Уют», принадлежащее ИП Ильченко С.М., является объектом дорожного сервиса, эксплуатируется с нарушением действующего законодательства. Дорожные знаки размещены вопреки схеме их установки, отсутствует освещение въезда (выезда) на объект, хотя проект уже готов и согласован. Самовольно установлена реклама. Отсутствует барьерное ограждение въезда на объект, транспортные средства подъезжают к кафе как угодно, тем самым разрушают кромку асфальтобетонного покрытия. Данные нарушения не устраняются длительное время, с 2009 года. Вынуждены были ходатайствовать перед прокурором об обращении в интересах учреждения в суд. Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Основаниями для удовлетворения предъявленных исковых требований является следующее. Автомобильная дорога 1Р 402 «Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск» в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, относится к прочим федеральным дорогам. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> указанная дорога находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор». Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования. Данные правила, в силу пункта 1, определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель. Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода (пункт 2 Правил), именуются - придорожными полосами. Согласно пункту 10 Правил размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий: а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения; б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги; в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. На основании пункта 11 Правил, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Аналогичные требования содержатся в пункте 6 ст. 22 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, приведенные выше требования предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: п. 5.5.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги». п. 4.6.1.1. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: - на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения (примечание: объекты придорожного сервиса - п. 5), действующим в темное время суток. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог, согласно п. 1 которых предусмотрено, что Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования. Пунктом 2 Правил предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью. Согласно пункту 8 Правил № в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий: а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги; б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги; в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами. В соответствии с ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № нежилое здание (кафе) общей площадью 98,80 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, р.п. Крутинка, трасса Тюмень-Омск, принадлежит на праве собственности Ильченко Сергею Михайловичу. Земельный участок площадью 1568,00 кв.м, кадастровый номер 55:10:01:1802:0020, расположенный: <адрес>, р.п. Крутинка 580 м на северо-восток от пересечения автомобильных дорог Тюмень-Омск-Крутинка-Называевск, принадлежит на праве собственности Ильченко Сергею Михайловичу. В соответствии с договором №/ДС от ДД.ММ.ГГГГ на размещение примыкания подъезда в пределах полосы отвода и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги1Р 402 «Тюмень-Омск» км 436+900 слева, заключенным между ГУ федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» и владельцем сервиса ИП Ильченко Сергеем Михайловичем, последний уведомлен об особом режиме использования придорожной полосы федеральной автомобильной дороги 1Р 402 «Тюмень-Омск» (п.2.2.1). В соответствии с пунктом 2.1.1. договора владелец сервиса взял на себя обязательство согласовать с органом управления проектную документацию на размещение Подъезда и Объекта в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги. Сторонами подписаны технические условия на согласование размещения примыкания подъезда к федеральной автомобильной дороге общего пользования 1Р402 «Тюмень-Омск» от пункта общественного питания, являющиеся приложением к договору №/ДС от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия договора №/ДС/д-2 от ДД.ММ.ГГГГ. Данным соглашением стороны вновь подписали технические условия на согласование размещения примыкания подъезда от пункта общественного питания к федеральной автомобильной дороге общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск». Условия указанного договора и дополнительных соглашений к нему не противоречат действующему законодательству. В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. До настоящего времени, обязательства, взятые на себя ответчиком, на размещение примыкания подъезда от пункта общественного питания к федеральной автомобильной дороге общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск», не исполнены. Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. В силу пункта 2 названной статьи в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание. Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Согласно п. 5.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное дорожное агентство в числе прочих полномочий выдает разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования. Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (пункт 29 раздела II Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р). Соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе ФГУ «Сибуправтодор». ФГУ «Сибуправтодор» представило предписания и письма в адрес ИП Ильченко С.М. об устранении нарушений при размещении примыкания подъезда к кафе «Уют», о необходимости выполнения технических условий на размещения примыкания подъезда от пункта питания к федеральной автомобильной дороге 1Р402 на км 437+200, слева, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данными предписаниями ответчику (владельцу сервиса) указывалось на возможную ответственность за не обеспечение соблюдения технических условий к размещению и функционированию объекта сервиса, необходимость выполнения объема работ, указанных в технических условиях в соответствующие сроки. На совещаниях при заместителе Главы Администрации Крутинского муниципального района, проводимых ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ответчикам указывалась на необходимость устранения указанных нарушений. Представитель ФГУ «Сибуправтодор» пояснил суду о том, что имеющиеся нарушения Ильченко не устранил до настоящего времени. В силу пункта 11 Правил установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 10 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет; и п.5.5.27 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: содержание переходно-скоростных полос, проездов к территории сооружений обслуживания движения (примечание: объекты придорожного сервиса - п. 5) обеспечивается их владельцами за собственный счет. Ильченко С.М., являясь владельцем дорожного сервиса, кафе «Уют», обязан соблюдать требования действующего законодательства, а именно, за свой счет выполнить работы, указанные в технических условиях на согласование размещения примыкания подъезда от пункта общественного питания к федеральной автомобильной дороге общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск». Не устраненные до настоящего времени ответчиками нарушения, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей; кроме того, приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины федеральной автомобильной дороги, то есть причиняют ущерб государственной собственности. Следовательно, нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Суд считает, что обращение прокурора в суд с указанным исковым заявлением является обоснованным, в рамках полномочий, предоставленных ему законом. Нарушения, допущенные ответчиками при эксплуатации объекта дорожного сервиса, напрямую затрагивает публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную автодорогу. В силу части 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в размере, предусмотренном пунктом 3 части 1 ст. 333.19 НК РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Ильченко Сергея Михайловича по не обеспечению требований безопасности дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного сервиса - кафе «Уют», выразившееся в не приведении примыкания подъезда от кафе «Уют» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск» на км. 437+200 (слева) в соответствие с федеральным законодательством. Возложить на индивидуального предпринимателя Ильченко Сергея Михайловича обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести примыкания подъезда от кафе «Уют» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск» на км 437+200 (слева) в соответствие с федеральным законодательством, в частности: - установить барьерное ограждение в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; - разместить дорожные знаки в соответствии со схемой установки дорожных знаков к проекту «Капитального ремонта автодороги 1Р402 «Тюмень-Ялутровск-Ишим-Омск» на участок 424.000 км - 445.000 км, ПК 127+00 - ПК 135+00» согласованной с УГИБДД УВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; - согласовать и привести размещение рекламно-информационных знаков на пикете 134+05 (слева) в соответствии с требованиями ГОСТ 520440-2003 «Технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; - оборудовать сопряжение асфальтобетонного покрытия переходно-скоростных полос с железобетонными плитами примыкания подъезда к объекту (кафе «Уют»); - оборудовать освещение переходно-скоростных полос, въезда (выезда) на объект (кафе «Уют»). Взыскать с индивидуального предпринимателя Ильченко Сергея Михайловича государственную пошлину в размере 200 рублей в бюджет Крутинского муниципального района. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья: А.Г.Калинин ДД.ММ.ГГГГ