Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В. при секретаре Ивановой Н.Б., с участием помощника прокурора Крутинского района Асадулиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 3 октября 2011 года дело по иску прокурора Крутинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (ямочный ремонт), у с т а н о в и л : Прокурор Крутинского района обратился в суд с иском к Администрации Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (ямочный ремонт). В обоснование иска указано: Прокуратурой района в рамках полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Новокарасукского сельского поселения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности администрации Новокарасукского сельского поселения, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов гостей и жителей с. Новокарасук посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения в результате ненадлежащего содержания дорог на территории с. Новокарасук. По поручению прокуратуры Крутинского района комиссией в составе: Ижикова А.М. государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский», Вижовитова А.М. инспектора ДПС ЛГИБДД МО МВД РФ «Называевский», - 15.09.2011 произведена проверка состояния дорожного полотна по улице Советская в с. Новокарасук; проверка показала, что содержание муниципальной автодороги улицы Советская с. Новокарасук не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Как следует из материалов проверки, проведенной должностными лицами ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский», в с. Новокарасук Омской области, на ул. Советская выявлены деформации дорожного полотна, а именно: образование колейности на грунтовом покрытии проезжей части 0.05 - 0.2 м., затрудняющее движение пешеходов и проезд транспорта. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по глубине - 5 см. В силу действующего законодательства на Администрации Новокарасукского сельского поселения лежит ответственность за состояние дорог на территории поселения, обязанность содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. В связи с этим прокурор просит обязать Администрацию Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2011 года осуществить ремонт дорожного полотна по ул. Советская в с. Новокарасук (грейдерование, ямочный ремонт). В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Асадулина А.С. просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в исковом заявлении основаниям. В судебное заседание представитель Администрации Новокарасукского сельского поселения не явился, Глава Администрации Новокарасукского сельского поселения о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно акту контрольной проверки проезжей части улиц и участков общественного пользования на территории населенных пунктов Нвокарасукской сельской Администрации от 15.09.2011 года, проведенной по поручению прокуратуры Крутинского района комиссией в составе: Ижикова А.М. государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский», Вижовитова А.М. инспектора ДПС ЛГИБДД МО МВД РФ «Называевский», произведена проверка состояния дорожного полотна по улице Советская с. Новокарасук, в ходе которой установлено, что содержание муниципальной автодороги улицы Советская с. Новокарасук не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, выявлены деформации дорожного полотна, а именно: образование колейности на грунтовом покрытии проезжей части 0.05 - 0.2 м., затрудняющее движение пешеходов и проезд транспорта. По требованиям п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по глубине 5 см. Пунктами 12, 16 гл. 4 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» устанавливает, что в состав мероприятий по содержанию дорог входят, в том числе, ликвидация колей глубиной до 30 мм, фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов. Аналогичные требования закреплены в п. 5 ст. 4 Устава Новокарасукского сельского поселения. В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. В определении Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 32-ВПР08-10 указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, отсутствие либо недостаточность в бюджете поселения денежных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог поселения не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. На основании ч. 2 ст. 4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Частью 1,2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, также охраняемых законом интересов общества и государства. Требования ч. 4 ст. 27, ч.ч. 3,4 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. С учетом закрепленного в Российской Федерации конституционного принципа свободы передвижения и выбора места жительства, состав потенциальных истцов не может поддаваться точному исчислению не только до начала судебного разбирательства, но и в дальнейшем. Во взаимосвязи ст.ст. 4,38,45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в иске прокурора в интересах неопределенного круга лиц «материальным» истцом является неопределенный круг физических лиц. Указанные выше факты в деятельности администрации Новокарасукского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную улицу общего пользования в с. Новокарасук, Крутинского района, Омской области. Кроме того, невыполнение органом местного самоуправления требований Конституции РФ и федеральных законов, напрямую обязывающих органы местного самоуправления на их соблюдение с принятием конкретных действий (ямочный ремонт дорожного полотна), также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст. ст. 2, 38, 48 Конституции Российской Федерации соблюдать права и свободы человека и гражданина, детство, здоровье. В связи с этим суд считает законным обращение прокурора Крутинского района в суд с указанным заявлением. В силу п.19 ч.1 ст.333.16 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2011 осуществить ремонт дорожного полотна по ул. Советская в с. Новокарасук (грейдерование, ямочный ремонт). Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение десяти дней. Судья: