Дело № 2-506/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.

при секретаре Ивановой Н.Б.,

с участием помощника прокурора Крутинского района Асадулиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 3 октября 2011 года дело по иску прокурора Крутинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Толоконцевского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (ямочный ремонт),

у с т а н о в и л :

Прокурор Крутинского района обратился в суд с иском к Администрации Толоконцевского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (ямочный ремонт).

В обоснование иска указано:

Прокуратурой района в рамках полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Толоконцевского сельского поселения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности администрации Толоконцевского сельского поселения, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов гостей и жителей с. Толоконцево посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения в результате ненадлежащего содержания дорог на территории с.Толоконцево.

По поручению прокуратуры Крутинского района комиссией в составе: Ижикова А.М. государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский», Вижовитова А.М. инспектора ДПС ЛГИБДД МО МВД РФ «Называевский», - 15.09.2011 произведена проверка состояния дорожного полотна по улице Зеленая в с.Толоконцево; проверка показала, что содержание муниципальной автодороги улицы Зеленая в с.Толоконцево не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов проверки, проведенной должностными лицами ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский», в с. Толоконцево Омской области, на ул.Зеленая выявлены деформации дорожного полотна, а именно: образование колейности на грунтовом покрытии проезжей части 0.05 - 0.2 м., затрудняющее движение пешеходов и проезд транспорта.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по глубине - 5 см.

В силу действующего законодательства на Администрации Толоконцевского сельского поселения лежит ответственность за состояние дорог на территории поселения, обязанность содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В связи с этим прокурор просит обязать Администрацию Толоконцевского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2011 года осуществить ремонт дорожного полотна по ул.Зеленая в с.Толоконцево (грейдерование, ямочный ремонт).

В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Асадулина А.С. просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании Глава Администрации Толоконцевского сельского поселения Граничева Н.Н., в качестве ответчика признала требования, заявленные прокурором, в полном объеме, пояснила, что в настоящее время начаты работы по устранению выявленных нарушений.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно акту контрольной проверки проезжей части улиц и участков общественного пользования на территории населенных пунктов Яманской сельской Администрации от 15.09.2011 года, проведенной по поручению прокуратуры Крутинского района комиссией в составе: Ижикова А.М. государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский», Вижовитова А.М. инспектора ДПС ЛГИБДД МО МВД РФ «Называевский», произведена проверка состояния дорожного полотна по улице Зеленая в с.Толоконцево, в ходе которой установлено, что содержание муниципальной автодороги улицы Зеленая в с.Толоконцево не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, выявлены деформации дорожного полотна, а именно: образование колейности на грунтовом покрытии проезжей части 0.05 - 0.2 м., затрудняющее движение пешеходов и проезд транспорта.

По требованиям п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по глубине 5 см.

Пунктами 12, 16 гл. 4 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» устанавливает, что в состав мероприятий по содержанию дорог входят, в том числе, ликвидация колей глубиной до 30 мм, фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов. Аналогичные требования закреплены в п. 5 ст. 4 Устава Толоконцевского сельского поселения.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В определении Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 32-ВПР08-10 указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отсутствие либо недостаточность в бюджете поселения денежных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог поселения не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч. 2 ст. 4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Частью 1,2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, также охраняемых законом интересов общества и государства.

Требования ч. 4 ст. 27, ч.ч. 3,4 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

С учетом закрепленного в Российской Федерации конституционного принципа свободы передвижения и выбора места жительства, состав потенциальных истцов не может поддаваться точному исчислению не только до начала судебного разбирательства, но и в дальнейшем.

Во взаимосвязи ст.ст. 4,38,45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в иске прокурора в интересах неопределенного круга лиц «материальным» истцом является неопределенный круг физических лиц.

Указанные выше факты в деятельности администрации Толоконцевского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную улицу общего пользования в с. Толоконцево, Крутинского района, Омской области.

Кроме того, невыполнение органом местного самоуправления требований Конституции РФ и федеральных законов, напрямую обязывающих органы местного самоуправления на их соблюдение с принятием конкретных действий (ямочный ремонт дорожного полотна), также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст. ст. 2, 38, 48 Конституции Российской Федерации соблюдать права и свободы человека и гражданина, детство, здоровье.

В связи с этим суд считает законным обращение прокурора Крутинского района в суд с указанным заявлением.

В силу п.19 ч.1 ст.333.16 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию Толоконцевского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2011 осуществить ремонт дорожного полотна по ул. Зеленая в с.Толоконцево (грейдерование, ямочный ремонт).

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение десяти дней.     

                           Судья: