Дело № 2-512/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.

при секретаре Ивановой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 31 октября 2011 года дело по иску Игнатовича Ивана Андреевича к ГУ УПФР в Крутинском районе о признании незаконным Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Крутинском районе, которым Игнатовичу Ивану Андреевичу отказано в назначении пенсии; о включении периодов прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР, периода работы в должности методиста в Рыжковском совхозе в стаж работы, дающий право на назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; о признании за ним права на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в отделение Пенсионного фонда,

                                 у с т а н о в и л :

Игнатович И.А. обратился в суд с названным исковым заявлением к ГУ УПФ Р в <адрес>. В обоснование иска указано:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ без номера в назначении пенсии ему отказано. В педагогический стаж истца не были включены период прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности методиста в Рыжковском совхозе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит признать незаконным Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без номера, которым ему отказано в назначении пенсии; включить периоды прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности методиста в Рыжковском совхозе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признать за ним право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в отделение Пенсионного фонда.

В судебное заседание истец Игнатович И.А. не явился, о дате рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ в <адрес> по доверенности Савочкина Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что из расчета стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, исключены период прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности методиста в Рыжковском совхозе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель комитета по образованию МО «Крутинский район» Лаптев А.В. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, просил удовлетворить исковые требования Игнатовича И.А., включить спорные периоды в специальный стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:

В трудовой книжке Игнатовича И.А. указаны периоды его работы, в том числе:

служба в СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в совхозе «Рыжковский» методистом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; методистом производственной гимнастики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в Рыжковской средней школе учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ;

в ОУ <адрес> учителем физвоспитания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

общеобразовательная школа <адрес> учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Эти же сведения подтверждены справками от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МОУ общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования <адрес>, и от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Комитетом по образованию МО «Крутинский район»

Решением ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без номера в назначении пенсии Игнатовичу И.А. отказано. В педагогический стаж не были включены периоды прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности методиста в Рыжковском совхозе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая законность Решения Комиссии, суд исходит из следующего:

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отказывая во включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии, ГУ УПФР в <адрес> исходило из того, что в момент обращения Игнатовича И.А. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Между тем, с таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом, как следует из п.4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы Игнатовича И.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Ответчиком не оспаривается, что на момент обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, более 2/3, т.е. более 16 лет 8 месяцев, его стажа приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, (как указано в отзыве ответчика, и с этим согласен истец, 16 лет 9 месяцев 20 дней).

Таким образом, вышеназванный период службы Игнатовича И.А. в составе Вооруженных сил СССР подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

В силу подпункта "д" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.

По сведениям в трудовой книжке Игнатовича И.А., он работал в совхозе «Рыжковский» методистом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; методистом производственной гимнастики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании свидетели Зоммер С.Ф. и ФИО7 пояснили, что Игнатович И.А., работая методистом в совхозе «Рыжковский», имел отдельный кабинет, на дверях которого висела табличка «методкабинет», занимался вопросами физической культуры как со взрослыми жителями села, так и со школьниками, подчинялся непосредственно директору совхоза, секретарю партийной организации, председателю профсоюзного комитета.

В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 213-ФЗ) характер работы (особенности условий осуществления трудовой функции) не может быть подтвержден показаниями свидетелей.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.

Таким образом, суду не представлено доказательств, что совхоз «Рыжковский» в период работы истца являлся учебной или научной организацией, имеющей специализированные кабинеты и бюро; научной станцией, где проводились учебно- и научно- методические занятия.

В связи с этим суд считает не основанными на законе требования истца о включении в стаж работы по специальности периоды работы в совхозе «Рыжковский» методистом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; методистом производственной гимнастики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из изложенного, суд считает вывод Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без номера, об исключении из специального стажа Игнатовича И.А. период прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не основан на нормах материального права.

С заявлением о назначении пенсии Игнатович И.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ.

По подсчетам ГУ УПФР в <адрес> и сведений в трудовой книжке, на дату подачи заявления специальный стаж Игнатовича И.А. - 16 лет 09 месяцев 20 дней. С учетом включения в специальный стаж период прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 6 дней), специальный стаж составит 18 лет 09 месяцев 26 дней.

Таким образом, суд считает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, у истца стаж по осуществлению им педагогической деятельности составлял менее 25 лет, следовательно, право на досрочную трудовую пенсию у истца не возникло.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                  р е ш и л :

Исковые требования Игнатовича Ивана Андреевича удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без номера об отказе Игнатовичу Ивану Андреевичу в назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в части отказа включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности период прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ УПФР в <адрес> включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности Игнатовичу Ивану Андреевичу период прохождения военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Игнатовичу Ивану Андреевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение десяти дней.

                           Судья: